«Главный смысл иконопочитания заключается в догмате о воплощении Бога»

24 марта, в Неделю 1-ю Великого поста, Торжества Православия, Глава Пермской митрополии Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский совершил Божественную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе города Перми.

Во время богослужения Архипастырь вознес молитвы о «всех в террористическом акте в Красногорске пострадавших», а также о упокоении «рабех Божиих безвинно убиенных в террористическом акте в Красногорске».

По окончании Божественной литургии Архипастырь совершил чин Торжества Православия.

Затем Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский сердечно поздравил прихожан с праздником и обратился с проповедью:

— Завершилась первая седмица Великого поста и сегодняшний воскресный день Святая Церковь именует Торжеством Православия.

Тема празднуемого сегодня события очень обширна, о ней можно говорить долго. Но, я хочу обратить ваше внимание на несколько важных моментов.

Во-первых, сегодня мы прославляем наших святых предшественников, которые сохранили веру, отстояли учение Святой Церкви, сохранили духовный опыт, накопленный от апостолов, святыми отцами, пустынниками, подвижниками благочестия, — все то наследие, которое, невзирая на различные препятствия, невзирая на многие трудности и опасности, было сохранено и дошло до наших дней. Сегодня от нас с вами зависит чтобы это предание было передано и последующим поколениям.

Апостол Павел в своем послании к Евреям, фрагмент которого мы слышали сегодня за богослужением, говорит, что Моисей «отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел страдать с народом Божиим» (Евр. 11;24), нежели променять свою веру на блага, которые предлагали ему египтяне. Далее апостол Павел говорит, что даже не хватит ему времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне… (см. Евр. 11;32), которые, как и Моисей, сохраняли истинную веру, претерпевая всевозможные искушения: «были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в ми́лотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления» (Евр. 11;37-38). Все они, сохраняя истинную веру, ведя праведную жизнь по заповедям Божиим, ожидали пришествия в мир Спасителя.

Второе, что хотелось бы отметить относительно сегодняшнего празднования Торжества Православия, это его великий смысл. Праздник этот был установлен в честь окончательной победы над иконоборческой ересью и утверждения иконопочитания. Смысл иконопочитания заключается не только в том, чтобы создавать молитвенные образы для удобства человека. Догмат о иконопочитании гораздо глубже. Почему святые отцы вели ожесточенную борьбу в защиту святых икон, что потребовалось даже созвать VII Вселенский Собор? Что было неприемлемым в учении об отвержении святых образов?

Главный смысл иконопочитания, братья и сестры, заключается в том, что борьба с иконами была борьбой против Боговоплощения. Христос, придя в мир, стал истинным Человеком, приняв на себя человеческую природу, человеческую плоть. Это дало право людям изображать образ Божий на иконе, которому мы сегодня поклоняемся. Отвергая иконы, иконоборцы отвергали истинность Боговоплощения, отвергали человеческую природу в Иисусе Христе. Таким образом, борьба с иконами была борьбой против признания Богочеловечества Иисуса Христа, против признания того, что Бог стал Человеком, ради нас и ради нашего спасения. Вот в чем главный смысл догмата иконопочитания.

Святые отцы, подвижники, монахи, благочестивые цари и царицы вели ожесточенную борьбу с еретическим учением о природе Иисуса Христа. Отвержение человеческой природы в Иисусе Христе означало отвержение всего домостроительство Божия о спасении рода человеческого, которое устроил Господь Милосердный, не оставив Свое творение, падшего человека, преступившего заповедь и лишившегося общения с Богом и пребывания в Эдеме. Господь посылал пророков, проповедников, апостолов, и, при наступлении полноты времен, Бог Отец послал Сына Своего Единородного, чтобы дать возможность спасения каждому человеку. Борцы с иконами посягнули на это установление Божие, они посягнули на Самого Бога, на Его святую волю, посягнули на Его спасительную Миссию. В этом заключалось великое лукавство иконоборцев.

Об этом, братья и сестры, мы должны знать, совершая празднование Торжества Православия, совершая установленный Святой Церковью Чин сего праздника. Сегодня мы вспоминаем наших святых предков, воспевая «Вечную память…», а также молимся о ныне живущих иерархах Церкви, сохраняющих святую веру, укрепляющих и распространяющих ее.

Как не назвать Торжеством победу над теми, кто покусился на Самого Бога? Это Торжество Победы наших великих святых предшественников, отцов Вселенского Собора, которые предотвратили великую ложь, не жалея своих жизней. Святой апостол Павел в послании к Евреям говорит о пророках слова, которые можно отнести и к подвижниками благочестия, отстоявшим чистоту веры: «те, которых весь мир не был достоин» (Евр. 11;38). Весь мир не достоин их трудов и их подвигов. Именно они, пройдя путь скорбей и притеснений, сохранили и отстояли истинную веру. Они вели борьбу против богоотступников, они пронесли в своих сердцах через всю свою жизнь чистоту Православия, сохранив верность Господу.

По завершении проповеди Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский призвал прихожан молиться о безвинно убиенных в теракте в Подмосковном городе Красногорске, а также о скорейшем выздоровлении пострадавших в террористическом акте.