17 декабря, в Неделю 28-ю по Пятидесятнице, в день памяти святой великомученицы Варвары, Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский совершил Божественную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе.
Накануне, 16 декабря, Глава Пермской митрополии совершил Всенощное бдение в главном храме Перми.
По окончании Божественной литургии Архипастырь сердечно поздравил прихожанам праздником и обратился к молящимся с проповедью:
— Сегодня Святая Церковь предложила нам евангельское повествование об исцелении десяти прокаженных.
В своих проповедях я часто говорю, что тот или иной евангельский сюжет, который мы слышим за богослужением, хорошо известен многим из нас. Наверняка, многим из нас хорошо знакома и история исцеления десяти прокаженных, которые встретили Господа Иисуса Христа, когда Он вошел в одно из селений, как об этом свидетельствуют евангелист Лука. Прокаженные «остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились» (Лк. 17;12-14).
Даже если мы хорошо знаем тот или иной евангельский сюжет, то или иное евангельское повествование, мы не должны успокаивать себя этим фактом, мы не должны надмеваться своим знанием, но должны рассуждать и вопрошать себя: для чего Святая Церковь предлагает нам услышать за богослужением рассказ о том или ином событии из земной жизни Господа?
Проказа — страшное заболевание, которое во времена земной жизни Спасителя обрекало человека на одиночество, мучения и смерть. Сегодня эта болезнь кажется нам не особо серьезной и не вызывает такого страха, какой она вызывала у людей ветхозаветных времен. В те времена никто не мог помочь несчастному человеку, пораженному тяжелым недугом, никто не мог исцелить его тем или иным лекарством.
Как правило, больные проказой жили вне города и находились вне общества, вдали от людей. В связи с их болезнью, люди избегали их общения и сторонились их, чтобы не заразиться самим. Но, как повествует Евангелие, Господь Иисус Христос не отверг их, но поступил так, как поступает любящий Отец. Он ответил на просьбу больных, исцелил их и повелел им пойти показаться священнику.
Десять больных проказой человек получили исцеление, но возблагодарить Господа, как повествует Евангелие, вернулся только один из них.
Этот пример важен для каждого из нас, потому что все мы в своей жизни получаем множество щедрот от Господа, воспринимаем благодать, получаем необходимые для своей жизни блага. Но, не всегда мы вспоминаем о том, что нам следует возблагодарить Бога за все Его благодеяния.
Евангелист Лука повествует, что воздать хвалу Богу из десяти исцеленных человек пришел лишь один, который был самарянином. А как известно иудеи с самарянами не общались. Но, что же могло сподвигнуть этого иноплеменника, преступить эти отношения, возникшие между двумя народами и вернуться к Иисусу Христу, выразить Ему благодарность и воздать хвалу? Видимо, это стало следствием не только телесного исцеления прокаженного, но и следствием исцеления его души. Самарянин почувствовал, что перед ним именно Тот Человек, Который не только творит чудеса, но и имеет власть наполнить благодатью души людей. Любовь, благодарность и вера сподвигли исцеленного вернуться к Иисусу Христу и возблагодарить Его за великое благодеяние, сотворенное Им.
Святые отцы очень часто понятие веры связывают с понятием доверия. Но, часто ли каждый из нас в своей жизни доверяет Богу? А если нет в нас доверия, то вряд ли будет в нас и благодарность.
Исцеленный самарянин доверился Богу, он поверил, что Иисус Христос есть Тот, кто не обманет, не причинит зла, услышит, поможет и подаст Свою милость. Он получил исцеление и в ответ на это был исполнен любви и благодарности. Это сподвигло его вернуться и поклониться Господу.
И, Господь ответил ему: «встань, иди; вера твоя спасла тебя» (Лк. 17;19).
Чувства, которые сподвигли иноплеменника возблагодарить Господа должны возгораться и в наших душах, и в наших сердцах после молитвы, после причащения Святых Христовых Таин, после пребывания на Божественной литургии и в любом проявлении нашего общения с Богом. Тогда мы почувствуем Его благодатное прикосновение к нашей душе, к нашему сердцу и к нашей жизни. Аминь.