10 декабря, в Неделю 27-ю по Пятидесятнице, в день празднования в честь иконы Божией Матери, именуемой «Знамение», Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский совершил Божественную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе.
Накануне, 9 декабря, Глава Пермской митрополии совершил Всенощное бдение в главном храме Перми.
По окончании Божественной литургии Архипастырь совершил славление перед образом Пресвятой Богородицы, именуемой «Знамение» и обратился к молящимся с проповедью:
— Евангельское повествование, которое мы сегодня слышали за богослужением, рассказывает об исцелении согбенной женщины, которая восемнадцать лет страдала от своего недуга. Она растратила все имение на лечение, но ничто не могло облегчить ее страдания. Только Господь, сжалившийся над ней, совершил чудо — возложил на нее Свои руки и исцелил болящую.
Казалось бы, люди, видевшие чудо, произошедшее с больной женщиной, должны были возрадоваться и возблагодарить Бога за великую милость. Но, как повествует евангелист Лука, окружавшие Иисуса Христа иудеи, не только не возрадовались, но и вознегодовали. Некий начальник синагоги возмутился, что Господь исцелил женщину в день субботний.
Суббота по ветхозаветному Закону считалась днем покоя, во образ того, что Господь, творя мир, в седьмой день почил от всех дел Своих. Субботний день для иудеев был днем, когда они, оставив земные заботы, особо обращались к Богу в молитве. Согласно ветхозаветному Закону, также, на седьмой год иудеи не засаживали землю, давая время восстановлению ее плодородия. Потому один из начальников синагоги указал Спасителю на то, что Он сотворил чудо в день покоя, что противоречило представлениям иудеев о соблюдении Закона.
На это возмущение Спаситель ответил: «Лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? (Лк. 13;15-16).
Братья и сестры, какую пользу и вывод для себя мы можем сделать, слушая предложенное евангельское повествование? Очень часто мы поступаем подобно иудеям, которые сверяют свою жизнь лишь с буквой Закона: соблюдаем пост, посещаем храм. Но, при этом, если мы внимательно проанализируем состояние своей души, то найдем ли мы в себе подлинное понимание и исполнение Закона Божия, внутреннее совершенствование в добродетелях? Чем заняты наши мысли, молитвой или заботой о наших земных делах? Если бы молитва занимала главное место в нашей жизни, то каждый из нас, подобно согбенной женщине, многие годы страдающей от физического недуга, мог бы получить исцеление от каких-либо страстей, которые нас отягощают и уже стали для нас хроническим духовным заболеванием.
Евангельским словом: «Лицимеры!», Господь обращается к нам, живущим в XXI веке, к тем, кто заботится лишь о внешнем исполнении Закона. Потому, братья и сестры, мы должны стремиться к искренней молитве, к искренней любви, к неподдельной надежде и упованию на Бога, к тому, чтобы искренне радоваться за ближнего своего, желать и делать ему благо.
Вот о чем мы должны думать, слушая предложенное евангельское повествование, чтобы душа каждого из нас исцелилась подобно согбенной женщине, которую никто не мог исцелить, кроме Бога. Иисус Христос призывает нас устраниться всякого лицемерия и исцелить свою душу, которая, быть может, многие годы несет в себе бремя духовной болезни и немощи. Исцелить ее может только Господь и Спаситель наш. Аминь.