3 декабря, в Неделю 26-ю по Пятидесятнице, Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский совершил Божественную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе.
Накануне, 2 декабря, Глава Пермской митрополии совершил Всенощное бдение в главном храме Перми.
По окончании Божественной литургии Архипастырь сердечно поздравил прихожан с воскресным дням, причастников с принятием святых Христовых Таин и обратился с проповедью:
— Сегодня за богослужением мы слышали евангельское повествование, в котором Господь Иисус Христос рассказал притчу о безумном богаче, который имея хороший урожай пшеницы, рассуждал так: «Сломаю житницы мои и построю бо́льшие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое» (Лк. 12;18). На что Господь сказал Ему: «безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя» (Лк. 12;20).
Житница, о которой упомянуто в притчи — есть образ души человека. Она наполняется тем, что мы в нее слагаем. Какие богатства мы приобретаем в своей душе, тем она и богатеет, с тем и предстанет человек пред Богом после своей смерти. Об этом, братья и сестры, нам предлагает задуматься евангельская притча.
Конечно, слова, сказанные Богом, о том, что ночью богача постигнет земная кончина, не надо воспринимать как некое запугивание, как нечто страшное, от чего мы должны прийти в ужас. Эти слова сказаны с той целью, чтобы каждый из нас начал размышлять о том, что собрано в душе каждого из нас, чем мы наполняем ее, потому что, рано или поздно, придет время, когда нам предстоит дать отчет в своем уповании, в своих делах, подвести итог всей нашей жизни. И если окажется, что мы в свою житницу, в свою душу собирали только то, что было в мыслях у безумного богача, то итог нашей жизни будет очень и очень плачевен.
Очень часто мы наполняем свою жизнь, свои мысли совершенно не полезными нам вещами, делами, мечтами… Очень часто от самого важного и необходимого нас отвлекает суета, которая, сели ей не сопротивляться, все более и более порабощает наше сознание и волю. Таким образом, мы часто не можем уделить время, чтобы подумать о Боге, о вечности, о том, с каким итогом мы подойдем к рубежу своего земного бытия.
Когда Господь дает человеку земные блага, богатство, то человек должен понимать, что все это лишь временное средство, которым он должен правильно распорядится — помочь нуждающемуся, поддержать страждущего. Свою житницу мы должны наполнить добрыми делами, добрыми словами, сказанные в адрес наших ближних. Именно эти духовные крупицы должны постепенно наполнять нашу духовную житницу.
В утреннем молитвенном правиле мы читаем слова: «Внезапно Судия приидет, и коегождо деяния обнажатся». Будем помнить об этом, потому что обязательно для каждого из нас настанет время отшествия из временной жизни. Будем наблюдать за собой и отсеивать ненужные, не полезные мысли, которые пытаются заполнить наше сознание, завладеть нашим вниманием и заполнить наши души.
Каждый момент жизни приближает нас к тому дню, когда Господь посмотрит на нашу житницу, в нашу душу, и потребует от нас ответа в том, чем мы ее наполнили. И тот, кто не прилагал духовного усердия и труда, получит соответствующее воздаяние, а пшеница, богатства, которые оставит человек на земле, достанутся другому человеку, который, быть может, опрометчиво им распорядится.
Мы должны думать о том, каким образом мы используем то время, которое отведено каждому из нас на земле, каким мыслям мы отдаем предпочтение в своей жизни. Может быть это мысли о Боге, о том, чтобы оказать помощь ближнему добрым делом или добрым словом, а может быть это мысли лишь о том, как больше приобрести материальных богатств в этом мире, обмануть человека, создать удобную только для себя обстановку? Еще раз подчеркну: что мы соберем в своей житнице, с тем мы и предстанем пред Богом.
Необходимо думать об этом и отсеивать все то, что не должно быть помещено в нашей духовной житнице, чтобы нам предстать пред Богом, не уподобившись тому богачу, который назван безумным. По слову апостола Павла, будем мудры на добро и просты на зло (см. Рим. 16;19). Аминь.