«Действенное слово утешения является даром Божиим»

24 октября, в Неделю 18-ю по Пятидесятнице, в день памяти святых отцов VII Вселенского Собора, Глава Пермской митрополии Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский совершил Божественную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе города Перми.

По окончании богослужения Архипастырь сердечно поздравил прихожан с праздником, причастников с принятием святых Христовых Таин и обратился с проповедью:

«Сегодня Святая Церковь предложила нам евангельское повествование о том, как Господь Иисус Христос, подойдя к городу Наин, встретил траурную процессию,  направляющуюся к месту погребения.

Данное повествование имеет в себе много нравственно-назидательных, духовных смыслов. Чтобы заметить и понять их, необходимо вникнуть в повествование и попытаться перенести события данного сюжета на свою собственную жизнь и на жизнь своих ближних.

Евангельское повествование о воскрешении сына наинской вдовы особенно важно и актуально для нас в реалиях сегодняшних событий, когда все мы являемся эпидемии, которая уносит жизни многих людей, в том числе и наших близких — друзей и родных. Вся эта ситуация воспринимается нами, как нечто неожиданное, которое сковало весь мир. Болезнь уносит жизни молодых, и пожилых, великих и простых людей. Но, как мы знаем, все в мире совершается промыслом Божиим. В мире ничто не происходит спонтанно.  Все имеет свои причины, свое основание. Господь Иисус Христос говорит: «не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего. У вас же и волосы на голове все сочтены» (Мф. 10;29-30).

В чем же тогда причина происходящего? Мы должны думать об этом и рассуждать. Вероятно человечество предприняло такой шаг, совершило нечто такое,  что не угодно Богу. В Священном Писании есть притча о злых виноградарях, которая имеет иносказательный смысл того, что Господь в разное время посылал на землю пророков чтобы вразумить Свой народ. Но, люди не приняли их, одних отвергнув, других убив. В конце концов Господь послал Своего Сына Единородного,  Которого люди распяли.

Эта притча показывает пример того, что Господь во все времена посылает свидетельство Своего благоволения к нам, грешным. Но, видимо, в настоящее время, люди преодолели некий рубеж терпения и милосердия Божия,  за которым если оставить все так, как есть, мир уничтожит сам себя. И, Господь посылает нам болезни,  эпидемии, землетрясения, разрушения и т. д. Но, как показывает жизнь, мы, тем не менее, продолжаем жить и делать те вещи, которые удаляют нас от Бога.

Братья и сестры, сегодня каждому из нас необходимо задуматься над тем, не являемся ли и мы, наши действия и жизнь частью причины данных катаклизмов. Не перешел ли еще мир ту черту, за которой Господь, подобно ветхозаветным временам не увидит ни одного праведника в городах и селениях? Об этом необходимо крайне обстоятельно рассуждать, и, прежде всего, это рассуждение надо начинать с анализа своей собственной жизни, своего поведения, своего состояния души.

Возвращаясь к евангельскому сюжету о воскрешении сына наинской вдовы, мы видим действия Господа Иисуса Христа, когда Он встречает похоронную процессию, идущую к Нему на встречу. Евангелист Лука повествует о том, что Господь, видя горе вдовы, обращается к ней одной фразой: «не плачь» (Лк.7;13).

Можно представить себе горе вдовы, которая сначала лишилась мужа, а затем единственного своего упования — сына. Это было величайшим горем женщины в те времена,  когда вдов особо жалели, потому что они оставались без хозяина дома. Но, вдовство было не только проблемой устройства бытовой жизни. Оно вызывало общенародное порицание. Наинская вдова плакала о своем сыне,  потеряв в нем свою последнюю надежду. Что же сказал Господь этой женщине? Он не стал многословно утешать женщину, как часто это делаем мы, но Господь произнес лишь одну главную фразу: «не плачь»(Лк. 7;13). Что могло остановить рыдания в эту тяжелую горькую минуту? Святые отцы пишут, что сказанной фразой Господь пресек тяжелое состояние не только вдовы,  которая шла за гробом, но и людей, шедший в похоронной процессии, которые сочувствовали горю овдовевшей женщины и горевали сами.

Далее Господь воскрешает умершего сына вдовы, и, что важно, Священное Писание нам сообщает, что: «Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить» (Лк.7;15). Эту деталь евангелист упоминает для того, чтобы не было искушения и соблазна в том, что умерший не воскрес по-настоящему. Евангелист Лука подчеркивает, что сын наинской вдовы воскрес в полноте тела, души, сознания, слов и действий.

Конечно, все произошедшее не могло оставить равнодушными свидетелей чуда. Видео произошедшее, встрепенулась вся траурная процессия. Первым впечатлением людей, являющимися участниками неординарной ситуации, как правило являются эмоциональные переживания. В тот момент они еще не могли ничего объяснить для себя. Может быть многие из людей возрадовались тому, что случилось такое счастье и чудо в жизни наинской женщины, которая потеряла уже всякую надежду и упование. Перед ней не было ничего, кроме непроглядной «стены»,  которая не позволяла ее сознанию жить дальше.

Сотворив это чудо, Господь явил любовь и милосердие по отношению к страдающей женщине. Он отделил человека от его горя, тем самым показав, что все печальное осталось в прошлом, что оно ушло. Тем самым показав, что любовь никогда не умирает, и даже в самом тяжелом состоянии,  когда человек практически не имеет упования,  милость Божия и Его любовь присутствует с ним во все дни его жизни.

Если в такой трагический момент жизни человека, Господь являет Свои любовь и милосердие простой наинской вдове, то какую любовь и милосердие Он являет нам, живущим ныне, в новозаветное время, посещающим храм Божий и благодарящим Его за то, что Он дал нам жизнь, что Он спасает нас от вредоносного поветрия,  которое поражает целые страны и народы. Как Он Милостив и Благосерд к нам с вами, проявляя любовь, которую мы часто не замечаем, пытаясь реализовать свою жизнь лишь своим человеческим рассуждением, полагаясь лишь на свои собственные силы, забывая при этом, что с нами Милосердный Господь. Если мы, благословившись и уповая на Его помощь, совершаем свои дела, то Господь благословит нас и сделает дела наши добрыми и полезными.

Будем учиться с вами, братья и сестры, на примере сегодняшнего евангельского повествования сочувствовать своим ближним, находящимся в скорбных обстоятельствах, а сегодня таких примеров очень много. Мы должны уметь сказать человеку такие любвеобильные слова, которые его не унизят, не приведут к еще большему уныние, но воодушевят, дадут надежду, дадут почувствовать милость Божию и уверенность в Его благом промысле.  Мы должны научится этому, чтобы человек, который переживает боль и трагедию, обрел уверенность в милости и праведности Господа, а не в своем человеческом мудровании. 

Пусть Милосердный Господь дарует нам мудрость, дарует нам возможность подобрать подходящие слова, сочувствие и твердую веру.  Только так мы сможем утешить ближних наших добрым словом, ибо с нами Господь всегда и во веки веков. Аминь».