27 сентября Святая Церковь совершает празднование в честь Воздвижения Креста Господня. Глава Пермской митрополии Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский в своей проповеди, посвященной этому великому событию отметил:
— Сегодня за богослужением мы слышали слова песнопения: «Крест — ангелов слава и демонов язва…». Какое великое оружие дано нам с вами против диавола — Крест Христов! Кроме великого духовного оружия, Крест являет нам и великую любовь Божию. Иисус Христос принес Себя в Жертву на кресте ради любви к роду человеческому.
Господь являет нам через Свой Крест великую силу, если только мы с должным почтением относимся к этой святыне, если мы должным образом изображаем крестное знамение, тогда сила Божия посещает наши души и освящает нашу жизнь. Если же мы с небрежением будем изображать на себе крестное знамение, не рассуждая о том, что мы делаем и не рассуждая о том, Кто был распят на кресте, то сила Божия не поселиться в наших душах.
Крест Христов — это сила Божия укрепляющая нас, движущая нашими добрыми намерениями и поступками, охраняющая нас от напрасных и пагубных дел, мыслей, встреч… Крест Христов — великая сила!
Господь призывает нас, говоря: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8;34).
Эти слова без должного толкования могут вызвать в человеке некое недоумение: неужели Господь призывает человека оставить все в этом мире и последовать за Ним? Святитель Филарет, митрополит Московский, выдающийся иерарх Русской Православной Церкви и богослов толкует эти слова таким образом: отвергнуться себя не означает предать пренебрежению свою душу, тело и свою жизнь, потому что душа это великий дар Божий, а тело, по слову апостола Павла «храм живущего в вас Святаго Духа» (1 Кор. 6;19).
Святитель Филарет предлагает нам понимать слова Спасителя об отвержении себя, как оставление пристрастия к какому-либо предмету или пагубной привычке, к делам, которые выходят за рамки нормального человеческого образа жизни. По слову святителя, мы должны отвергнуть, оставить свои страсти, которые нас часто обуревают. Пристрастие или страсть, это та преграда, которая сковывает человека и лишает его возможности быть христианином, правильно заботящемся о своей душе и правильно заботящемся о своем теле. Мы часто можем слышать слова, сказанные по отношению к какому-либо человеку: «страсть владеет им, страсть уводит его на страну далече»… Страсть, приводит к тому, что распадаются семьи, страсть приводит к тому, что многие вещи, которые могли бы быть полезны и доступны человеку, совершенно пренебрегаются. Именно это мы должны оставить, взяв свой крест, то есть начав жить так, как подобает жить христианину — посещать богослужения, избегать греха, участвовать в церковных Таинствах…
Современный мир понятие «страсть» свел лишь к тому, что мешает существованию общества. Святая Церковь же призывает нас отвергнуть все страсти, которые мешают человеку жить нормальной христианской жизнью, чтобы нам стать людьми Божиими, стать настоящими христианами. И душу и тело надо питать, а страсть, которая сковывает человека и не дает ему идти путем Христовым — надо отвергнуть.
Подумаем об этом, братья и сестры, не являемся ли и мы жертвой каких-либо страстей, которые, быть может, не видны нам, о которых, может быть, мы не задумываемся, считая ту или иное свою греховную привычку нормой, которая уже стала постоянным спутником нашей жизни. Может быть мы осуждаем людей и это становиться уже потребностью нашей души и жизни, а ведь это и есть страсть. Возможно нас преследует зависти или злоба и мы не придаем этой страсти особое значения.
Как много страстей, братья и сестры, могут жить в нашей душе! Нам же следует взять свой крест и последовать за Христом. Об этом должны быть наши размышления в дни праздника почитания святого Креста Христова, когда Святая Церковь предлагает нам проанализировать свою жизнь, заглянуть в свою душу, продумать о том, как нам изменить свою жизнь, исправить ее. Аминь.