Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне

14 мая, в Неделю 5-я по Пасхе, Святая Церковь за богослужением предлагает верующим евангельское повествование о самаряныне. В своей проповеди, посвященной данному евангельскому повествованию, Глава Пермской митрополии Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский сказал:

– Христос воскресе! Сегодняшний день Святая Церковь именует Неделей о самарянине – в память о евангельском чтении, которое читается за богослужением.

Сегодняшнее евангельское повествование рассказывает о том, что однажды, в знойный полдень, когда Иисус Христос со Своими учениками шел из Иудеи в Галилею через Самарию, Ему пришлось остановиться у колодца, чтобы отдохнуть. Особенностью палестинского климата является очень сильная дневная жара, которая к полудню достигает 50°С, поэтому Спаситель остановился отдохнуть, пока Его ученики отправились в город за едой. В это время к колодцу, у которого сидел Господь, подошла женщина, чтобы почерпнуть воды. В это время между Спасителем и самарянкой возник диалог. Удивительным в этом разговоре было то, что иудеи, к которым относился по Своей человеческой природе Спаситель, с самарянами вовсе не имели общения. Это было связано с тем, что самаряне заключали браки с язычниками, что, по законам Ветхого Завета, было недопустимо.

Еще одной удивительной особенностью диалога Иисуса Христа с самарянкой стала тема их беседы. Как мы знаем из Священного Писания, даже со Своими учениками Спаситель не разговаривал на такие богословские и высокодуховные темы, какие Он затронул в беседе с самарянкой – с женщиной, неведомо откуда пришедшей.

Однако на темы об истинном поклонении Богу, о Его Вездесущии Господь стал говорить в беседе с самарянкой только после того, когда она исповедала перед Собеседником свой грех, признав, что живет с мужчиной, который не является ее мужем. Когда она открыла свое сердце Спасителю, увидев в Нем необыкновенного Человека, и сказала правду о себе, тогда Господь, как подчеркивает евангелист, приоткрыл ей Истину. Это, братья и сестры, говорит нам о том, что если душа наша закрыта для Бога, если в нас нет искренности, исповедания и признания своих грехов, то мы не сможем услышать и усвоить Истину и познать Бога.

Святые отцы учат, что первым признаком покаяния является видение в себе греха и признание своей греховности. Самарянка явила пример исповедания своего греховного состояния. Она открыла свой грех перед Господом, и Он, видя это, видя в ней осознание греха и понимание того, что грех – это зло, начал разговор о духовном, о поклонении Богу «в духе и истине« (Ин. 4 ;23).

Видение и признание своей греховности, раскаяние позволяет христианину принять в свое сердце Бога, сделать свою жизнь лучше, исправить ее. Только это может соединить нас с Богом, только это является путем, ведущим нас к единству с Ним «в духе и истине« (Ин. 4 ;23). Аминь.