«Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы являет нам особую радость, которая касается сердца каждого человека»

7 апреля, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский совершил Божественную литургию в Иоанно-Богословском храме Пермского Успенского женского монастыря.

Накануне, 6 апреля, глава Пермской митрополии совершил Всенощное бдение в Свято-Троицком кафедральном соборе города Перми.

По окончании Божественной литургии Архипастырь сердечно поздравил настоятельницу монастыря игумению Марию (Воробьёву), насельниц обители с праздником обратился с проповедью:

— Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, несмотря на то, Великим постом мы его празднуем или в период Светлой седмицы, он всегда являет нам особую радость, которая касается сердца каждого человека, потому что, в этот день мы вспоминаем событие, которое положило начало спасение рода человеческого.

«Днесь спасения нашего главизна…», — так наименовала Благовещение Святая Церковь. Красоту этого события мы можем лицезреть на святых образах, посвященных сегодняшнему празднику. Мы видим, как Архангел Гавриил благовествуя благую весть, вручает Пресвятой Деве белую лилию, символ чистоты. Теме праздника посвящено и множество прекрасных художественных произведений. Людьми искусства событие Благовещения всегда освящается в радужных, торжественных тонах, потому что событие, произошедшее в Галилее положило начало нашего спасения. Художники, обращаясь к этой теме и создавая свои произведения вкладывали в них великий смысл и с особой ответственностью водили кистью, радуясь тому что Господь совершил дело спасения рода человеческом, придя в этот мир и приняв на Себя образ Человека.

Как повествует нам Священное Писание, Архангел Гавриил явился юной Девице, Которая, увидев его и услышав слова приветствия и благую весть, наверняка, не во всей полноте поняла сказанное им, не представляя каким образом должно произойти то, о чем возвестил Ангел, но, тем не менее, уверившись в том, что возвещенное Ей — возвещено от Бога, Она ответила таким образом, как подобает и всякому христианину воспринимать волю Его: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1;38).

Сегодня перед началом Божественной литургии мы совершали вечерню, во время которой читались паремии — повествования из Ветхого Завета. Предваряя Литургию, в них мы слышали ветхозаветные пророчества о Матери Божией. Праведники и благочестивые люди ветхозаветного времени ожидали Спасителя мира и думали что Он будет одним из потомков колена Давидова, царем, который придет к власти, посредством могущества меча и разрушить римское иго, которое оккупировало Израильский народ, всю Палестину и, тем самым, вознесет Израильский народ над прочими народами. О всем этом помышляли люди, не понимающие в чем заключается смысл спасения рода человеческого. Событие Благовещения Пресвятой Богородицы явило нечто иное. Когда Архангел Гавриил возвестил Деве Марии, что Она будет Той, через Которую придет в мир Христос Спаситель и Она с покорностью приняла это благовестие, свершилось начало нашего спасения. С этого же момента началось и жесточайшее противостояние этому делу врага рода человеческого. Из Священного Писания и Предания Церкви, мы с вами знаем какие искушения претерпели Богоматерь с праведным Иосифом и Богомладенцем Христом. Еще до Рождения Спасителя, праведный Иосиф был обуреваем неким недоумением о зачатии Девы Марии от Духа Святого. Он помышлял тайно отпустить Деву Марию с миром, потому что, по строгому ветхозаветному закону, Ей надлежала очень тяжелая участь. Но, во сне Иосифу Обручнику явился Ангел Господень и сказал: «Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в ней есть от Духа Святого» (Мф. 1;20). Вот каким образом враг рода человеческого противостоял совершению спасения рода человеческого.

В чем же состояло дело спасения? Когда Богочеловек Иисус Христос пришел на землю, восприняв на Себя человеческую плоть, и быв нам подобен во всем, кроме греха (см. Евр. 4;15), крестившись в водах Иордана от Иоанна Предтечи, омыв тем самым грехи рода человеческого, претерпев страдания, распятие и Воскреснут из мертвых, Он открыл нам дверь ко спасению. Своим Воскресением Господь Иисус Христос победил смерть и разрушил плен ада, в котором пребывали как грешники, так и ветхозаветные праведники, которых Спаситель возвел из преисподней, поставив одесную Себя. Через Свое воплощение Господь заключил с нами Новый Завет и предложил нам идти тем путем, который Он указывает, путем в Царство Небесное. Когда человек принимает святое Крещение и участвует в Таинстве миропомазания, он, тем самым, входит в лоно Святой Церкви, которая в дальнейшем предлагает ему пойти путем к вечному спасению. Но, спасение человек не получает без личного духовного труда, автоматически. Иисус Христос Своим воплощением разрушил первородный грех, Своей смертью и сошествием во ад разрушил смерть, открыл нам двери спасения, но каждый из нас приняв благодать Святого Духа в Таинствах Крещения и миропомазания обязан блюсти закон Христов. Если человек будет жить не благочестиво, если его жизнь будет греховной, то надеяться на спасение ему не стоит, потому что личные грехи человека препятствуют ему достичь Царства Небесного.

Иисус Христос призывает нас: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11;28). Но, некоторые люди не желают идти к Нему, выбирая иную дорогу, путь распутства, путь греха, зависти, гнева и прочих нравственных преступлений, которые враг рода человеческого пытается навязать человеку. Поэтому дело спасения, которое совершил Господь ради каждого из нас, открыв нам дверь ко спасению, зависит и от нашего выбора, от образа нашей жизни. Если грехи преодолевают нас, наполняют нашу жизнь и мы самостоятельно не можем с ними справиться, то обратимся ко Господу, к Божией Матери за поддержкой и помощью в исцелении от грехов и греховных привычек, чтобы они не стали препятствием для нас на пути ко спасению, которое совершил Иисус Христос для каждого желающего и чающего спасения, начало которого мы сегодня торжественно празднуем. Как велико событие сегодняшнего праздника! Как торжественно оно должно быть нами воспринято!

Чтобы нам получить то подлинное спасение начало которого совершилось в момент Благовещения Пресвятой Богородицы, помолимся Преблагословенной Деве Марии, чтобы Господь укрепил нас Ее молитвами, дабы нам не уклониться со светлого и доброго пути, который был выстрадан Спасителем, претерпевшем клевету, оплевание, поругания, распятие… Все это было сделано Богочеловеком для того, чтобы мы имели возможность обрести спасение. Будем же достойно идти по этому пути, чтобы достойно нам сподобиться встретить Воскресшего Господа, Победившего смертью смерть и Открывшего двери спасения. Аминь.

По окончании богослужения, согласно православной традиции, Архипастырь выпустил в небо белых голубей.