«Любовь Божия распространяется на всех людей»

27 ноября, в Неделю 24-ю по Пятидесятнице, в день памяти апостола Филиппа, Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский совершил Божественную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе.

Накануне, 26 ноября, Глава Пермской митрополии совершил всенощное бдение в главном храме Перми.

По окончании Божественной литургии Архипастырь сердечно поздравил прихожан с праздником, причастников с принятием святых Христовых Таин и обратился с проповедью:

— Сегодня Святая Церковь предложила нам за богослужением евангельское повествование, которое всем и каждому хорошо известно — притчу о милосердном самарянине. Притча эта была рассказана Господом нашим Иисусом Христом еще две тысячи лет назад, но она актуальна для нас и сегодня. Конечно, в течение двух тысячелетий, отношение к восприятию этого евангельского повествования менялось. Это происходило по той причине, что изменялось мировоззрение людей, менялась идеология, приходили на смену друг другу целые цивилизации и т. д.

Сегодняшний день, сегодняшние процессы в мире показывают нам, что все меньше и меньше остается в человеке любви. Мы, христиане XXI века, можем это засвидетельствовать, даже если обратим внимание на самих себя. Если еще наши родители учили нас проявлять заботу о ближнем, то грядущее поколение очень хладно относится к заботе о тех, кто находится в трудном положении. Сегодня человек все больше нацелен на удовлетворение лишь своих собственных желаний и нужд.

Притча о милосердном самарянине является не просто повествованием о добром человеке, она несет в себе важный смысл. Начинается повествование с того, как один законник начал искушать, испытывать Господ, сказав: «Учитель! что́ мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк. 10;25). Спаситель очень просто ответил на это вопрос, указав какие заповеди надо исполнить, чтобы наследовать блаженную жизнь: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк. 10;27). Тогда законник, видя, что ему нечего противопоставить словам Сына плотника, вопрошает: «А кто мой ближний?» (Лк. 10;29). Конечно же, он знал ответ на этот вопрос, он знал, что его ближним является только правоверный иудей и никто другой. Законник и от Господа ожидал подтверждения своего убеждения. Но, Господь, отвечая на вопрос, рассказал иудею историю о том, как некий человек, идя в Иерихон попался разбойникам, которые его побили и ограбили. А далее, Спаситель поясняет, что мимо этого страдальца прошли, сначала священник, а затем левит, которые не оказали несчастному никакой помощи.  После, мимо избиенного человека проезжал некий самарянин, человек, с которым не только не общались иудеи, а даже посмотреть в его сторону не желали. Этот призираемый иудеями человек, оказывает помощь страдальцу, перевязывает его раны, привозит в гостиницу и договаривается с содержателем гостиницы о том, чтобы потерпевшему была оказана всяческая забота и поддержка, и дает ему залог, что если потребуется, то на обратном пути он внесет большую плату за его содержание.

Господь задает вопрос законнику: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?» (Лк. 10;36). В ответ иудей даже не зазывает самарянина самарянином, потому что этот ответ был весьма оскорбительным для него, но отвечает: «оказавший ему милость» (Лк. 10;37).

Через эту притчу Спаситель открыл законнику и всем нам великую Истину о том, что любовь Божия распространяется на всех людей. Для Господа не существует разделения людей на «своих» и «чужих». Для чего Иисус Христос привел в притче пример самарянина? Для того, чтобы показать иудею, что у Бога нет различия между иудеями и самарянами. Для Бога все едины и милость Божия распространяется на все Его творение. Только человек своим разумом пытается ограничить любовь Бога, рассуждая о том, кто ее достоин, а кто нет, кто хороший человек, а кто не таков.

Каким бы путем человек не шел к Богу, если он в своей жизни делает добрые дела, подобно самарянину, то они достойны похвалы.

Без оказания помощи ближнему, мы не можем просить у Бога милости и для себя. Зная это, тем не менее, мы очень часто в жизни руководствуемся совершенно иными принципами. Конечно, жизнь перед нами не ставит такие сложные задачи, какие мы видим в притче о милосердном самарянине, но в нашей жизни существует множество других ситуаций, в которых мы должны обращать свой взор к проблемам ближнего. Возможно мы можем поддержать того, кто рядом с нами, хотя словом, навестить его и т.д. Во всем этом будет выражено наше христианское делание.

Я хочу пожелать всем нам, чтобы перед нашим  душевным и  сердечным взором постоянно пребывал милосердный самарянин, чтобы хотя бы в малых делах мы руководствовались данной притчей и помнили, что любовь и милосердие Божие распространяются на всех людей. Пример милосердного самарянина Господь поставил выше бездействия иудейского законника, потому что самарянин проявил милосердие, любовь, бескорыстие, чуткое и доброе отношение к своему ближнему. Аминь.