11 октября, в рамках визита заместителя Главы Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) Константина Валерьевича Малофеева в Прикамье, в Перми состоялся I пермский форум «Православие и мир в XXI веке».
Почетными участниками мероприятия стали Глава Пермской митрополии Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский; заместитель Главы Всемирного Русского Народного Собора, председатель Общероссийской общественной организации «Общество содействия русскому историческому развитию «Царьград»» Константин Валерьевич Малофеев; руководитель Администрации губернатора Пермского края Александр Николаевич Смертин. Российский философ, политолог, социолог, переводчик и общественный деятель Александр Гельевич Дугин принял участие в форуме в формате видеоконференции.
В мероприятии также приняли участие члены Пермского регионального отделения Всемирного Русского Народного Собора, представители власти, общественности, образовательных структур и бизнеса Пермского края.
Форум начался с торжественной церемонии подписания ряда соглашений. Были подписаны следующие документы: соглашения о сотрудничестве между Департаментом образования администрации города Перми, АНОО «Гимназия Святителя Василия Великого» (Московская область) и ЧОУ «Русская классическая школа «Андреевская» г. Перми — по вопросам инновационной деятельности в рамках федеральной инновационной образовательной площадки; соглашения о сотрудничестве между Министерством образования и науки Пермского края и Общероссийской общественной организацией «Общество содействия русскому историческому развитию «Царьград» — в области исторического просвещения, возрождения культуры и воспитания молодежи; а также соглашения о сотрудничестве между Пермским краем и Международной Общественной организацией «Всемирный русский народный собор» (ВРНС) — в области образования, науки и просвещения.
Затем, открывая тематическую часть форума, к участникам мероприятия обратился Глава Пермской митрополии Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский:
— Уважаемые участники форума, представители государственной власти, отцы, братья и сестры!
Современный секулярный мир бросает всё новые вызовы обществу, построенному на евангельских принципах. На протяжении ряда десятилетий мы видим, как либеральное общество пытается новыми ценностями подменить культурные и нравственные традиции нашего Отечества.
Все чаще резкой критике подвергается и нравственное учение Православной Церкви.
Пытаясь переформатировать некогда христианское общество, современный либерализм призывает к толерантному отношению ко всем.
Во главу угла ставятся идеи свободы и прав человека. Однако, развивая эти идеи, западное общество приходит к новому идеалу личности. На смену ответственного за судьбу своего Отечества гражданина, готового встать на защиту Родины и без раздумий положить душу свою за други своя (Ин. 15:13), приходит феминизированная личность, полностью свободная как от своего пола, так и от семейных, нравственных, общественных обязанностей и ценностей. Идеалом становится не достойный гражданин и примерный семьянин, готовый защищать свою страну, а человек, который живет ради личного потребления.
Заложником подобных преобразований становится и система духовно-нравственного и патриотического воспитания, как на Западе, так и в России. На протяжении последних трех десятилетий мы являемся свидетелями реформы российского образования, системы патриотического и нравственного воспитания. Вместо разрушенной в 90-е гг. XX в. системы воспитания в российской школе не было предложено какой-либо альтернативы. Более того, образовательные учреждения – как места оказания «образовательной услуги» – практически полностью утратили свою воспитательную функцию.
Эти процессы до настоящего времени порождают целый ряд деструктивных тенденций в духовной и нравственной жизни нашего общества. Результатом реформ становится все большая утрата идеалов и ценностей, которые были воспитаны в русском народе Православием. Стремление к духовному и нравственному развитию и совершенствованию подменяется стремлением к поиску телесных удовольствий и наслаждений.
Ещё в 1993 г. в Обращении I Всемирного Русского Народного Собора было отмечено, что односторонняя ориентация на западноевропейскую модель развития и западных партнеров, навязываемая извне, не соответствует ни религиозно-этической системе ценностей русского народа, ни ценностным ориентациям других народов Российской Федерации и в итоге лишь подрывает государственное единство самой Российской Федерации…
Желание угнаться за западными моделями образования и воспитания, к сожалению, привело не только к внедрению в российскую школу системы тестирования, и разрушению системы воспитания, но и к развитию субкультуры «школьных стрелков». Отсутствие системы нравственного и патриотического воспитания, привития ребенку ценностных ориентиров приводит к тому, что не школа и общество воспитывают ребенка, а различные псевдокультуры.
В этих условиях особое значение приобретает диалог Церкви, общества и государства. Создание Всемирного Русского Народного Собора – это ответ российского общества на вызовы современности. Важно, что собор стал местом диалога, в котором участвуют представители духовенства, государственные, политические и общественные деятели.
Православная Церковь бережно хранит огромный опыт духовно-нравственного и патриотического воспитания. Если мы обратимся к истории, то увидим, что в конце XIX в. в России, благодаря совместным усилиям Церкви и государства, была создана и активно развивалась система церковно-приходских школ. Образовательный процесс в этих школах был основан на сочетании учебной и воспитательной работы. Особое внимание уделялось духовно-нравственному воспитанию детей, развитию веры, чувства добра, положительных навыков.
Столетиями основой для духовно-нравственного воспитания нашего народа была православная традиция. Через приобщение к ней воспитывались в людях доброта и честность, любовь к своим родителям, к своей малой Родине, к своему Отечеству. Государство Российское, его культура, уклад жизни народа складывались на основе евангельского благовестия. Православие стало определяющим фактором в развитии всех сторон жизни России.
Отметим, что на территории Пермской епархии реализуется несколько крупных проектов, связанных с духовно-нравственным и патриотическим воспитанием детей и молодежи.
В 2022 г. двадцатилетний юбилей отмечает Пермская православная классическая гимназия во имя преподобного Сергия Радонежского.
В соответствии с целями традиционной российской православной педагогики перед гимназией была поставлена задача по религиозно-нравственному воспитанию детей на основе духовных ценностей православия.
В этом мы опираемся на высказывание классика российской педагогики — Константина Дмитриевича Ушинского, который сказал, что нам не следует копировать нравы и поведение других народов, мы лишь можем заимствовать некоторые методы и средства, свойственные им, которые будут способствовать развитию своей самобытной культуры и традиции воспитания.
В нашем регионе активно развивается образовательная площадка «Русская классическая школа», как в городе Перми, так и по всему Пермскому краю. Подобное современное альтернативное образование сегодня, как никогда, актуально для неравнодушных родителей, чьи дети находятся на семейном обучении.
В авангарде движения выступает «Андреевская» классическая школа города Перми. Концепция деятельности Школы — сохранение культуры семьи и традиционных духовных ценностей русского народа, воспитание и обучение детей и подростков в лучших традициях отечественной педагогики с использованием новых и классических образовательных методов.
Большую работу в области духовно-нравственного и патриотического воспитания ведут церковно-приходские воскресные школы Пермской митрополии.
Подобная системная работа невозможна без активного соработничества Церкви и государства. В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви – документе, формулирующем базовые положения учения Церкви по вопросам церковно-государственных отношений, говорится о том, что к областям взаимодействия Церкви и государства относятся вопросы сохранения нравственности в обществе, духовное, культурное, нравственное и патриотическое образование и воспитание.
В последние десятилетия продолжает развиваться процесс гармонизации общественных церковных и государственных отношений. Церковь, общество и государство находят новые точки соприкосновения, новые формы совместной работы. Важно понимать, что эта большая и серьезная работа направлена на благо нашего общества, нашего земного Отечества.
Руководитель Администрации губернатора Пермского края Александр Николаевич Смертин зачитал приветствие губернатор Пермского края Дмитрия Николаевича Махонина к участникам форума. В частности в обращении было сказано:
— Всемирный Русский Народный Собор занимается возрождением традиционной российский духовности и нравственности, консолидирует общество на основе патриотизма, решает задачи воспитания подрастающего поколения, реализует духовно-образовательные и поддерживает социально ориентированные инициативы. Цели, которые были актуальны тридцать лет назад, остаются важными и по сей день.
В своем выступлении на форуме заместитель Главы Всемирного Русского Народного Собора, председатель Общероссийской общественной организации «Общество содействия русскому историческому развитию «Царьград»» Константин Валерьевич Малофеев особо отметил важность русской православной консервативной идеологии в стратегическом развитии нашей страны на десятилетия вперед:
— Именно эта миссия проявляется сегодня, когда Россия открыто противостоит западным сатанинским силам. От нашей победы зависит будущее не только земли русской, но и всего мира. И эту победу важно приближать как на поле боя, так и интеллектуально – на площадках Всемирного Русского Народного Собора, — подчеркнул спикер.
Александр Гельевич Дугин, выступивший в формате видеосвязи, раскрыл роль России на мировой арене как Империи, Катехона, «удерживающего» (2 Фес. 2;7) все человечество от падения в бездну, от кончины мира.
В своем выступлении Александр Гельевич выразил свое мнение и о столице Прикамья:
— Я очень люблю ваш город, и я считаю, что было время, когда в обществе сложилось такое убеждение, что Пермь — это столица либерализма России, но я думаю, что именно Прикамье, как Северный Урал, древнейшие территории нашей родины, — это столица патриотизма, это столица истинных русских людей, которые работают, живут, трудятся, создают творческие произведения, создают семьи, ходят в храмы, а когда приходит момент истины, то они как и со всех других городов и весей, областей нашей великой России встают вместе со всеми остальными, со всем народом и идут на фронт, идут на победу, идут на защиту нашего Отечества. Если бы Пермь была столицей либерализма, то здесь не было бы ни воинов, ни патриотов, ни тех людей, которые работают и идут на фронт за нашу Родину.
Во время проведения форума была организована online-трансляция мероприятия, которую посмотрели порядка пяти тысяч человек.
Ссылка на видеотрансляцию I пермского форума «Православие и мир в XXI веке».