«Вместе с телесным зрением, Господь открыл слепорожденному очи души и сердца»

29 мая, в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом, Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский, совершил Божественную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе.

Накануне, 28 мая, Глава Пермской митрополии совершил Всенощное бдение в главном храме города Перми.

По окончании Божественной литургии Архипастырь сердечно поздравил прихожан с праздником, причастников –  с принятием Святых Христовых Таин и обратился с проповедью:

— Христос воскресе! Христос воскресе! Христос воскресе!

Сегодня последнее воскресенье, когда мы соборно в храме за богослужением прославляем Воскресшего из мертвых Христа Жизнодавца. В среду Святая Церковь совершает отдание праздника Пасхи. В этот день в  последний раз в этом году за богослужением мы будем восклицать: Христос воскресе! Это регламентировано церковным Уставом, который определяет порядок совершения чинопоследования богослужений. Тем не менее  нам никто не запрещает прославлять Воскресшего Господа во все дни нашей жизни.

В сегодняшний воскресный день за богослужением Святая Церковь предложила нам евангельское повествование о том, как Господь исцелил слепорожденного. По мнению учителей Церкви, толкователей Священного Писания и современных библеистов, этот сюжет является одним из наиболее сложных для понимания из всех евангельских повествований.

Когда апостолы, проходя мимо одного из селений, увидели слепого человека, то спросили Учителя: «Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (Ин. 9;2). Иисус Христос удивил их Своим ответом, который был еще сложнее, чем заданный вопрос: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9;3). Тем самым Господь сказал, что слепота человека не является результатом каких-то неправильных, греховных действий со стороны человека и его предков. У многих людей, слушающих это повествование, возникает недоумение. Быть может, если бы слепорожденный родился зрячим, то мог бы в большей степени прославить Господа, имея возможность созерцать мир, читать Священное Писание, молиться. Однако многие толкователи Священного Писания нам сообщают, что если бы человек слепорожденный мог видеть, то, скорее всего, его сердце не было бы способно откликнуться на призыв Божий, потому что душевное состояние его было бы закостенелым, как у многих из нас. Для того чтобы побудить человека к духовной жизни, к трезвению, иногда ему требуется великое знамение, которое может коснуться души человека и заставить его воздать хвалу Богу, поклониться Ему и признать свое недостоинство, немощь и никчемность перед Ним.

После грехопадения наших прародителей  род человеческий вошел в такое состояние, в котором  великие дары Божии – природу, мир – все, что должно было служить человеку и приносить ему пользу, человек употребил  во вред себе. Что мы видим сегодня? Человечество довело природу до такого состояния, что окружающий мир сегодня восстал против нас – заражены и загрязнены реки, леса, воздух. При этом человек все больше и больше «совершенствуется» в употреблении природных ресурсов во вред себе. Все мы видим сегодня результат того, как  человек владеет великими дарами Божиими. А если прибавить к этому человеческие страсти, человеческие немощи, человеческую жестокость, то картина окружающего нас мира становится совсем нелицеприятной.

Когда мы слышим евангельское повествование об исцелении слепого, то  слышим, что фарисеи – высокообразованное и высоконравственное сословие иудеев, представители которого скрупулезно исполняли Закон Моисеев, не приняли чуда, которое сотворил Господь Иисус Христос, подобно тому, как они не восприняли и другие свершенные Спасителем чудеса и знамения. В чем заключалось чудо, которое совершил Христос? Он исцелил не просто слепого человека, но слепорожденного, у которого не имелось вообще никакой надежды на исцеление, никаких физиологических предпосылок к тому, чтобы начать видеть. По словам святых отцов, вместе с телесным зрением  Господь открыл слепорожденному очи души и сердца. Но даже видя это, казалось бы, невероятное чудо, фарисеи начинают упрекать Иисуса Христа за то, что благое дело Он совершает в субботу. Почему они так поступили? —  Потому что не имели веры в Бога, не имели доверия Господу, не верили Иисусу Христу. Они хотели верить своему «богу», который придет в образе земного царя и свергнет римское иго, освободит Палестину. Они могли признать лишь своего «бога», который бы их устраивал. А Того, Кто воскрешал мертвых, исцелял больных, даже таких, чье выздоровление по земным меркам казалось невозможным, они не приняли. Лишь исцеленный слепорожденный смог увидеть в Иисусе Христе Великого Праведника, Которому сказал: «Верую, Господи! И поклонился Ему» (Ин. 9;38).

Самое горькое и самое страшное заключается в том, что искание «своего» Бога происходит и в Новозаветной Церкви. И это несмотря на то, что уже два тысячелетия Святая Церковь свидетельствует по всему миру о Божией милости и Его Божественном Промысле, о том, что смысл нашего богообщения заключается не в исполнении сиюминутных земных желаний, а в возможности стяжать Жизнь вечную.

И в наше время, братья и сестры, мы хотим видеть Бога, Который моментально   исполнял бы наши земные желания, Который моментально решал бы все наши насущные проблемы и исполнял все то, что мы у Него просим. Получая, по милости Божией, и земные Его щедрые дары, мы зачастую даже и не подумаем зайти в храм, чтобы Его поблагодарить за благодеяния к нам, грешным. Мы принимаем только такого Бога, Который удобен нам. А иногда, когда Господь не спешит исполнить наши земные желания, то человек не только не смиряется с этим, но и готов пойти на греховные поступки, предает Его и обращается к гадателям, прорицателям и т. д., желая получить то, что ему кажется благом. Таким образом, ради временных, земных желаний человек предает Творца Вселенной, Который является источником всех истинных благ.

Часто человек ищет такого Бога, Который бы не вразумлял его, не посылал спасительных скорбей, но только бы прощал все его беззакония и исполнял все его желания, —  неважно, полезны они для него или нет. Такой человек думает, что если он  один раз в год зайдет в храм по какой-либо житейской нужде, то Господь немедленно должен исполнить его прошение, несмотря на то, что этот неблагодарный человек уже через день забудет о своем Творце и о Том, Кто исполнил его просьбу.

Да, мы знаем, что Господь очень часто через таинства, через святыни, по сердечным молитвам посылает человеку чудесные исцеления, Свою благодатную помощь. Но каково отношение человека  к Богу,  к Творцу, когда, получив просимое, человек тут же забывает о Нем и возвращается в суету греховной жизни – до следующей скорби и болезни. Сколько людей, получив помощь Божию, не желают прийти в храм и поблагодарить Бога, не желают посвятить Господу воскресный день, придя в храм и воздав Творцу должное благодарение. Человеку более приятен такой Бог, Который устраивает его временную жизнь, а не Бог, Который спасает его от греха, от духовной погибели, Бог, к Которому мы должны с трепетом и любовью приближаться и, не поднимая глаз своих, кротко и смиренно дерзнуть просить Его, Создателя нашего, помочь нам в наших жизненных делах. Мы, являясь действительно Его чадами, должны помнить о Нем каждое мгновение своей жизни, а не один раз в год, когда постигает нас скорбь или беда. О какой славе Божией человек может говорить, если он о Нем не помнит, а только ждет от Него потребительского действия и ответа на свои просьбы, порой глупые, непродуманные, необоснованные, а порой и коварные.

Подумаем об этом, братья и сестры, и попросим Господа, чтобы Он открыл и нам, подобно евангельскому слепцу, очи душ и сердец наших, чтобы мы увидели славу Божию, которую Господь являет всему миру, увидели Его милосердие, Его любовь, Его долготерпение к нам, грешным. Мы, видя свое недостоинство очами сердец наших, сказали бы, вторя исцеленному слепцу: «Верую, Господи!» (Ин. 9;38) –  и поклонились бы Ему. Аминь.