«Сие творите в Мое воспоминание»

21 апреля, в Великий Четверг, в день воспоминания Тайной Вечери и установления таинства Евхаристии, Глава Пермской митрополии Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Свято-Троицком кафедральном соборе города Перми.

По окончании богослужения Архипастырь сердечно поздравил прихожан с Великим Четвергом, причастников с принятием святых Христовых Таин и обратился с проповедью:

«Сегодня Святая Церковь вспоминает установление таинства Евхаристии Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом. В чем заключается важность этого дня и этого таинства? Таинство Евхаристии положила начало всем новозаветным таинствам, которые совершаются Святой Церковью. В Великий Четверг, когда Господь установил святое таинство Евхаристии, Он сказал: «сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22;19) . И, как мы знаем, Святая Церковь уже на протяжении двух тысяч лет ежедневно, в воскресные дни и праздники совершает это воспоминание, совершает Божественную литургию, которую установил Господь и Спаситель наш.

В этот день, в Великий Четверг, первый раз для учеников и апостолов, для Вселенской Церкви, для всего мира прозвучали слова о той женщине, которая пришла ко Господу с алавастровым сосудом, чтобы помазать голову Спасителя. По слову Господа, сколько будет существовать мир, сколько будут благовествовать Евангелие во всем мире, будет сказано об этой женщине. В тот момент, когда она возливала миро на голову Спасителя, ученики Христовы еще не понимали до конца смысл этого действия, о котором Иисус Христос сказал: «она приготовила Меня к погребению» (Мф. 26;12). Увидев происходящее, ученики Христовы вознегодовали, говоря, что это миро можно было бы продать и раздать нищим. На что, Иисус Христос сказал важные слова: нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете» (Мф. 26;11). Апостолы, слушая эти слова Спасителя, не понимали их до конца. Сегодня нам они понятны: Спаситель говорил о Своих предстоящих Страданиях, за которыми последует крёстная смерть, Воскресение и Победа над смертью. Сердца апостолов в тот момент трепетали, а ум недоумевал. Тоже происходило и в душе Иуды Искариота, о котором мы говорим, что он предал Господа. Мы часто очень поверхностно представляем себе личность этого человека. Святые отцы говорят, что Иуда был очень незаурядным и его душа металась, потому что он ожидал, что Мессия придет и избавит народ Израиля от порабощения Рима. Подобным образом рассуждали многие фарисеи и книжники, подобным образом рассуждали и прочие апостолы. В Мессии видели могущественного царя, способного освободить израилитян. Иуда на протяжении нескольких лет преданно служил Господу, но когда он увидел, как женщина возлила миро на голову Господа, готовя Его к погребению, то его чувства переполнили его душу и, к большому сожалению, не поняв слова Господа о предстоящих страданиях, о погребении и воскресении на третий день, Иуда решился на преступление и предал своего Учителя. Затем, как повествует Евангелие, он раскаялся и «пошел и удавился» (Мф. 27;5). Таков был плачевный конец жизни Иуды, ученика, который много времени провёл рядом с Божественным Учителем.

Вспоминая сегодня установление таинства Евхаристии, мы с вами должны с особым чувством возблагодарить Господа и Спасителя нашего, даровавшего нам великую милость — всегда, пока мы живы, если только мы того желаем, причаститься Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа. Мы всегда имеем возможность причаститься великому Таинству, которое Спаситель Сам установил, сказав: «сие творите в Моё воспоминание» (Лк. 22;19). Мы всегда должны иметь в своем уме и сохранять в сердце память об Искупителе и Спасителе нашем Господе Иисусе Христе.

Сегодня торжественный день для каждого христианина, не смотря на то, что это день Страстной седмицы. Мы должны с душевной радостью возблагодарить Господа, за то, что Он дал нам великое Таинство, к которому мы имеем возможность прибегать всегда, когда есть в нас желание и стремление к этому. Прибегать к этому Таинству нам мешает только наша греховная жизнь, наше нежелание что-то менять в своей жизни, наша лень, наше самооправдание, когда мы считаем, что есть что-то более важное в нашей жизни. Отдаляясь себя от таинства святой Евхаристии, мы, тем самым уподобляемся спящим ученикам Христовым, которые были рядом с Господом в Гефсиманском саду, но не могли и часа бодрствовать с Ним. И мы, подобно этим ученикам, отвергая таинство Причащения, находимся в состоянии духовного сна, оставляя заботу о душе «на потом».

Сегодня за богослужением, мы слышали евангельское повествование, составленное из отрывков повествования разных евангелистов. Оно составлено таким образом что представляет собой последовательное объяснение Евхаристии, Жертвы Христовой и последующих отношений между Богом к человеком. В этом повествовании мы видим насколько человек слаб, насколько он не хочет следовать за Христом и как он предаёт Господа. Все это должно побудить нас обратить внимание на свою душу. Зная, евангельский сюжет последних дней земной жизни Господа, будем бодрствовать душой и телом, будем не упускать возможности приобщиться Телу и Крови Господа во оставление наших грехов и в жизнь вечную. Аминь».