7 апреля, в день празднования Благовещения Пресвятой Богородицы, Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский совершил Божественную литургию в храме во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова Пермского Успенского женского монастыря.
Накануне, 6 апреля, Глава Пермской митрополии совершил всенощное бдение в Свято-Троицком кафедральном соборе города Перми.
По окончании Божественной литургии Архипастырь сердечно поздравил молящихся с праздником, причастников с принятием святых Христовых Таин и обратился с проповедью:
«Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы является для нас напоминанием о великом событии — спасении рода человеческого. Чтобы раскрыть смысл этого явления, необходимо знать историю развития мира, историю Ветхого и Нового Заветов, потому что спасение человека – понятие очень глубокое.
Сегодня мы вспоминаем первую ступень Божественного домостроительства — Благовещение Пресвятой Богородицы. Это священное событие положило начало спасения рода человеческого, заключающееся в благоволении Божием к людям. К моменту Благой вести, мир был готов к тому, чтобы воспринять призыв Божий и евангельскую весть. Мы знаем, что многие пророки и проповедники, святые Ветхого Завета ожидали пришествие Мессии. Одни видели в Нем великого полководца, который избавить израильский народ от римского порабощения и угнетения. Другие видели в Нем пророка или особого посланника Божия, который уничтожит всех врагов израильского народа.
Человечество тысячелетиями жило в ожидании Его пришествия, с того момента когда пророчество о Спасителе, так называемое протоевангелие, было возвещено Богом нашим прародителям — Адаму и Еве. И, вот, настало время, когда человечество было предугатовано к тому, чтобы принять благую весть. Архангел Гавриил явился Преблагословенной Деве Марии, юной Отроковице к которой обратил свое приветствие: «радуйся, Благодатная! Господь с Тобою» (Лк. 1;28), а также слова о которых писал пророк Исаия: «не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус» (Лк. 1;30).
Явление Архангела для Девы Марии было неожиданным, но, тем не менее, это не вызвало у Нее той реакции, которую, скорее всего, это явление вызвало бы у каждого из нас. Она не проявила страха и ничего не сказала вопреки словам Божия вестника, но явила в ответ великую мудрость, которая заключалась в проявлении кротости, смирения, послушания, терпения и любви. Матерь Божия ответила Архангелу: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1;38). Только представьте, что могло бы произойти, если бы из Ее уст не прозвучал известный всему миру ответ, если бы сила вражия направила бы Ее действия в иную сторону. Об этом рассуждали многие святые отцы Церкви. Наступил ли бы тогда тот священный момент, от которого началось дело нашего спасения? Или, быть может, до сих пор человечество жило в ожидании пришествия в мир Сына Божия.
Милостью Божией род человеческий оказался готовым к тому, чтобы принять Божие благословение, род человеческий в лице Матери Божией явил Отроковицу, жившую при Иерусалимском храме, которая возрастала назидаясь чтением Священного Писания, божественного учения, воспитала в себе кротость, смирение, послушание, приобрела молитвенный опыт. Соединив все это в своей природе, Пресвятая Дева стала Той, которая в ответе Архангелу Гавриила проявила великую покорность воле Божией, любовь, великое послушание и кротость. На все времена Она явила собой образец подлинного смирения.
Архангел, восприняв Ее ответ, сказал: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя» (Лк. 1;35). С этого момента началось совершение великого таинства спасения рода человеческого, за которым последовало Боговоплощение, Крестные Страдания Спасителя, Его смерть и Преславное Воскресение.
Вспоминая Крестный земной путь Господа, мы должны помнить и о тех скорбях и страданиях, которые в своей жизни претерпела Божия Матерь. Она явила мужество, которое не под силу даже сильному мужскому характеру. С самых первых дней жизни Богомладенца Ее подстерегала опасность. Святому семейству пришлось бежать в пустыню, где был холод и суровые условия… Но, по Преданию Святой Церкви, Архангел Гавриил, возвестивший благую весть, всегда пребывал с Богомладенцем, Божией Матерью и праведным Иосифом, сохраняя их по Божиему благому промыслу.
По возвращении Святого семейства в Иудею, скорби и испытания Божией Матери не прекратились. Она видела поругания своего Сына, Его Крестные страдания и смерть. Пресвятая Дева, дав ответ Архангелу Гавриилу, взяла на себя крест великих терпения и смирения, которые закалили Ее и явили всем нам пример женской мудрости, кротости, силы характера, превосходящие во многом мужскую силу. Вот яркий пример того, как с помощью Божией, с кротостью и любовью можно преодолеть любые скорби и ненастья.
Благовещение Божией Матери стало поистине великой непостижимой тайной, о которой мы сегодня вспоминаем, прославляя жизненный подвиг Пресвятой Богородицы.
По учению святых отцов, преподобного Исаака Сирина и преподобного Иоанна Лествичника, Дева Мария своим служением Богу, своим примером возвысила в Церкви Божией женскую природу. Она затмила первую Еву, которая открыла дверь греха, оправдав ее своим достоинством и служением, оправдав ту, которая, по слову преподобного Исаака Сирина, открыла дверь греха. Потому мы можем говорить о том, в лице Божией Матери явлена особая благодать к женщине, к ее роли и служению в Церкви и мире. Каждая христианка призвана подражать тем качествам, которые в полноте были явлены Пречистой Девой Марией.
Сегодня, вспоминая Благовещение Пресвятой Богородицы, мы можем только воскликнуть от полноты наших душ и сердец: «радуйся, Благодатная! Господь с Тобою» (Лк. 1;28). Аминь».
Затем Глава Пермской митрополии вручил высокую Патриаршую награду – орден святой равноапостольной княгини Ольги II степени настоятельнице Пермского Успенского женского монастыря игумении Марии (Воробьевой) по случаю 75-летнего юбилея.
По окончании богослужения, согласно традиции, Архипастырь выпустил в небо белых голубей.