13 марта, в Неделю 1-ю Великого поста, Торжества Православия, Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский совершил Божественную литургию святителя Василия Великого и чин Торжества Православия в Свято-Троицком кафедральном соборе.
Накануне, 12 марта, Глава Пермской митрополии совершил всенощное бдение в главном храме города Перми.
По окончании чина Торжества Православия Архипастырь сердечно поздравил прихожан с праздником и обратился с проповедью:
«Сегодняшний воскресный день Святая Церковь именует Торжеством Православия. По завершении Божественной литургии, мы совершили чин, в котором прославили Господа и Богоматерь, возблагодарили наших святых предшественников за то, что их трудами вера православная была утверждена и сохранена, не взирая на многие препятствия, на многие козни врага рода человеческого, которые воздвигаются на Церковь Божию на протяжении всего ее существования.
Сам чин Торжества Православия был установлен в связи с определенными историческими событиями в жизни Церкви. Он был сформирован после того, как на VII Вселенском Соборе была одержана победа над лжеучением – иконоборческой ересью, а почитание икон было возведено в ранг догмата. Утвердив данный догмат, Святая Церковь провозгласила Истину не только по той причине, что иконы зримо являют нам образы святых, которых мы почитаем, но в догмате о иконопочитании скрыта более глубокая мысль, ради утверждения которой святые отцы вели упорную, настойчивую и очень непростую борьбу.
Суть иконопочитании заключается в том, что изображая Сына Божия, вторую Ипостась Святой Троицы, мы, тем самым, подтверждаем совершившееся Боговоплощение, явление Иисуса Христа в мир. Это очень важно, потому что в первые века христианства существовало распространенное лжеучение — докетизм, которое не признавало человеческой природы в Господе Иисусе Христе. Именно поэтому было очень важно отстоять Истину, заложенную в основе учения о иконопочитании: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1;18).
Преподобный Иоанн Лествичник назвал Воплотившегося Бога – догматической иконой, тем самым выразив суть, лежащую в основании почитании святых образов. Через утверждение догматического учения о иконопочитании, утверждалось догматическое учение о восприятии Господом человеческой природы, которая явлена нам на иконах в том образе, который доступен человеческому восприятию.
Иконоборцы обвиняли православных христиан в том, что они поклоняются творению Божию – доскам и краскам, но Церковь Божия, на Вселенском Соборе и на последующих соборах отвергла это заблуждение, отстояв Истину, заключающуюся в том, что почитание образа восходит к почитанию первообраза, того, кто на иконе изображен, тем самым явив чистоту догматического учения о Божественной и человеческой природах Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Прикладываясь к святым образам, мы должны помнить о подвиге тех святых, которые изображены на иконе.
Сегодня мы молитвенно вспоминаем тех людей, прославленных и не прославленных, которые понесли великие труды, чтобы утвердить, сохранить и отстоять догматическую Истину. Мы должны помнить о том, каким трудом, какой ценой и каким великим подвигом: молитвой и стоянием за веру, наши предшественники сохранили для нас чистоту православной веры, чистоту догматического богословия. Мы должны сохранить все это, приумножить и передать последующим поколениям. Аминь».
В завершение богослужения Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский вручил Архиерейскую грамоту старосте Свято-Троицкого кафедрального собора города Перми Фроловой Нине Самуиловне по случаю ее 70-летия со дня рождения.