«Благоукрашается Церковь Русская, земля Пермская ликовствует…»

13 февраля, в Неделю 34-ю по Пятидесятнице, о мытаре и фарисее, в день празднования Собора святых Пермской митрополии, Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский совершил Божественную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе.

Накануне, 12 февраля, Глава Пермской митрополии совершил всенощное бдение в главном храме города Перми.

По окончании Божественной литургии Архипастырь сердечно поздравил прихожан с праздником, причастников с принятием святых Христовых Таин и обратился с проповедью:

«С особым праздником хочу поздравить всех нас, с днем памяти просветителей, новомучеников и всех святых,  просиявших в земле Пермской.

Неделю назад мы совершали празднование Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской. В сонме этих святых определенное место занимают святые, пострадавшие на Пермской земле. Они прославили Бога и явили собой образец мужества, крепкой веры, любви и пострадали «даже до крови» за веру в Иисуса Христа, в стоянии за Церковь Божию.

Когда мы говорим о святых: об исповедниках, о мучениках, о подвижниках Церкви Христовой, то часто наш разум обращается к опыту ранней Церкви, к тем далеким временам, когда римские императоры гнали христиан, но в XX веке Русская Православная Церковь также явила нам целый сонм святых, которые были прославлены на Поместном Соборе 2000 года. Новомученики и исповедники Русской Поместной Церкви, подобно мученикам первых веков пострадали за веру Христову,  пострадали за Церковь Божию,  пострадали за своё стояние в вере и любви к Богу и ближним.

Пожалуй, сегодня мы до сих пор еще находится в процессе осознания того, что рядом с нами, на нашей земле явлены мученики и исповедники, пострадавшие за Бога, за Церковь, за веру.

По милости Божией, сегодня мы не только вспоминаем имена Пермских святых, но Господь так благоволил к нам, грешным и недостойным, что явил мощи некоторых из них, которым мы можем поклоняться  здесь, на Пермской земле,  где они явили свой подвиг, где они были прославлены. На Пермской земле были обретены целокупные мощи священномучеников иерея Павла (Аношина), диакона Григория (Смирнова), протоиерея Николая (Бельтюкова). В явлении святых мощей есть милость Божия,  потому что честные останки многих новомучеников и исповедников Церкви Русской до сих пор не явлены людям.

Прославляя Пермских святых, наших заступников, наших соотечественников и имея такое великое наследие, как их святые мощи, мы должны прибегать к ним в молитве, мы должны воздавать честь их святым останкам,  тем, которые своей кровью обагрили тело свое, явив крепкую веру.  Если мы, со своей стороны проявим достойное почитание, тогда святые земли Пермской действительно станут для нас помощниками и молитвенниками, коими они и являются перед Престолом Божиим за Святую Церковь,  за Пермский край и за людей, живущих в нем.

Но, все ли наши жители нашего региона знают об этом, все ли воспринимают подвиг новомучеников земли Пермской, все ли стремятся к почитанию своих святых земляков?
Сегодня мы уже имеем живые свидетельства того, как люби в той или иной болезни, в той или иной нужде припадают к мощам Пермских новомучеников и по молитвам к ним получают просимое. Это великое благо, которым каждый из нас может воспользоваться на практике, а не только довольствоваться тем, что это происходит с нашими близкими или мы об этом где-то услышали.

Сегодня за богослужением Святая Церковь предложила нам евангельское повествование о мытаре и фарисее, которое читается на второй подготовительной неделе перед Великим постом. Это небольшое повествование, состоящее из пяти евангельских стихов,  в котором повествуется о двух людях, пришедших в храм, чтобы обратиться к Богу. Первый человек стал благодарить Бога за то, что он не таков, как прочие люди,  не исполняющие Моисеева закона — разбойники, прелюбодеи или тот мытарь, который стоял при входе в храм. Второй человек, мытарь, стоящий при входе, не находил слов, чтобы обратиться ко Господу и только бил себя в грудь, осознавая свои грехи и свою греховность.

Когда мы читаем то, что запечатлено в Евангелии,  то должны понимать, что все изложенное в нем является не приходящим и актуальным во все времена: то было, есть и будет  столько, сколько существует мир.  Это относится и к истории о мытаре и фарисее. Стало быть, рассуждения этих двух людей очень важны и показательны для всего человечества во все времена, а значит и для нас с вами в канун Великого поста. Святая Церковь обращает наше внимание на отдельных моментах человеческой природы, которые свойственны каждому, показывая тем самым каким образом мы должны поступать, чтобы вступая на поприще святой Четыредесятницы,  мы не потратили это время напрасно, но приобрели духовную пользу.

Существует одно искушение — когда мы хорошо знаем какое-либо евангельское повествование, то практически никогда мы особенно не углубляемся в его смысл,  это касается и повествования  о мытаре и фарисее. Но, ведь Святая Церковь не напрасно из года в год предлагает нам это повествование. Хотя, с момента земной жизни Господа прошло уже два тысячелетия и сегодня нет партии фарисеев и мытарей, но мышление этих людей присущи всем нам. Фарисей благодарил Бога за то, что он не таков, как прочие люди — грешники, а мытарь у входа в храм и молчал, потому что он осознавал, что ему нечего было сказать,  кроме как признать себя грешником. Он лишь просил милости у Бога. Как это сложно, братья и сестры, действительно осознать, что стоя пред Богом нам нечего сказать, кроме как о своих грехах. Мы часто думаем, что нам есть что сказать Творцу — оправдаться,  сослаться на обстоятельства,  найти причину… А евангельский мытарь понимал, что все с чем он может предстать пред Богом, весь его жизненный «багаж» есть грех,  который составляет препятствие на пути соединения с Богом. Он лишь говорил: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк.18;13). И Господь сказал, что он вышел из храма более оправданным, чем фарисей, который исполнял «букву Закона». Присутствие Бога, Его милости и любви не было обозначено в словах фарисея, а, стало быть, он не обозначил их и в своей душе. Хотя он и был тщательным исполнителем Закона , до чего каждому из нас далеко, но у евангельского фарисея не было понимания того, что все его «заслуги» есть милость Божия по отношению к нему. Господь дал ему средства на творение милости, Господь дал ему здоровье для того, чтобы он постился не один, а два раза в неделю…
Мытарь и вовсе не совершал поста, но его отличало от фарисея осознание своей греховности и Господь помиловал его,  потому что он просил милости Божией к себе. Господь услышал его и подал ему большее оправдание, нежели фарисею, который только перечислял свои добродетели.

В преддверии Великого поста Святая Церковь предлагает каждому из нас посмотреть на состояние своей души и испросить у Господа милости в оставлении грехов. Нам надо оставить оправдания, условности и мнимые добродетели, чтобы не уподобиться евангельскому фарисею. Господь призывает нас к тому, чтобы мы уподобились мытарю в осознании своих грехов,  испрашивая у Бога милости и тогда Господь помилует нас и не оставит нас в нашем греховном состоянии.  Аминь».