26 декабря, в Неделю 27-ю по Пятидесятнице, святых праотец, Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский совершил Божественную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе.
Накануне, 25 декабря Глава Пермской митрополии совершил всенощное бдение в главном храме Перми.
По окончании Божественной литургии Архипастырь поздравил прихожан с воскресным днем, причастников с принятием святых Христовых Таин и обратился с проповедью:
«В евангельском повествовании, которое сегодня было прочитано за богослужением, Святая Церковь предложила нас притчу о брачном пире. Эта притча на первый взгляд, кажется простой для нашего понимания: один человек приготовил большой ужин и позвал на него званых гостей, когда те отказались придти на трапезу, то господин пира сказал рабу своему позвать к трапезе нищих, увечных, больных. Они пришли и заняли места званных.
Если мы вдумаемся в смысл притчи, то заметим, что она не так проста, как кажется на первый взгляд. В чем кроется суть этой притчи, ее великий и таинственный смысл, который актуален во все времена существования человечества? Господь предложил эту притчу законникам и фарисеям, жителям иудеи, своим современникам, которые понимали, что быть званным на пир неким господином — великая честь и достоинство. Во времена земной жизни Господа подобные торжества были нечастым явлением. Смыслом организации званных пиров, обедов, трапез заключался не только в телесном насыщении их участников. На званных обедах, которые были организованы богатыми людьми, решались очень многие жизненные и политические вопросы, важные для той или иной местности. В восточных странах эта традиция сохранилась и до сегодняшнего дня. И, мне доводилось самому, при посещении восточных, стран быть участником и свидетелем подобных званных обедов. Господь, произнося притчу о брачном пире, взял в пример близкий и понятный для иудеев образ, то, что было понятно Его соплеменникам, то, чем они дорожили, что было для них очень важным.
Господь Иисус Христос, придя в мир и принеся Благую весть о Царстве Божием, Своим повествованием о трапезе, говорил и о будущем Новозаветной Церкви Христовой, тогда еще никому не ведомой. Господь сказал: «создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16;18). Иисус Христос создал Святую Церковь и она, как Мать открыла для нас свои двери, призвала к себе, в свои объятия, на свой званный пир. Что же является самым главным на этом божественном пире? Самое главное на Божественной литургии — трапеза Господня, Евхаристия, Причащение святых Христовых Таин. Вот, что предлагает нам Господин пира, призывая нас к этой трапезе. Господь приглашает нас принять участие в трапезе, которая происходит «во оставление грехов и в жизнь вечную».
Каким образом мы относимся к этому призыву и насколько мы готовы к участию в этой трапезе? Мы часто оправдывая себя, ищем причины, по которым избегаем божественного брачного пира. Не зря Господь приводит в притче примеры причин по которым званые отказывались от праздничной трапезы: один сказал, что купил землю, другой, что приобрел волов, третий сказал, что женился и по этой причине не может придти на званный пир, который устроил господин. Этим самым Господь показал, что столько будет существовать мир, столько будет человеческая извращенная грехом природа искать препятствием для того, чтобы не придти на званный пир, чтобы не придти в храм Божий и не причаститься святых Тела и Крови Господних. Не зря Господь привел в притче пример одного из оправданий: «я женился и потому не могу прийти» (Лк. 14:20). Этим Он показал, что элемент семейной жизни очень часто препятствует тому, чтобы человек пришел к Богу, пришел в храм, приступил к таинствам. Как часто в нашей жизни происходят ситуации, когда один из членов семьи готов придти в храм, а другой не готов. Он занят своими домашними делами и не думает о том, что Господь призывает его на Божественную литургию, призывает причаститься, призывает очистить душу и тело от грехов.
К большому сожалению, эта притча явилась прообразом того, что происходило в нашем Отечестве накануне революционных событий 1917 года. В то время люди стали полагать, что достаточно участвовать в таинстве святого причастия один раз в год. Вот каков был уровень церковной жизни накануне всем нам известных печальных событий.
Существует историческая хроника, видеокадры, на которых показаны паломники, идущие на богомолье в начале XX века. Даже по этим небольшим документальным фрагментам видно как люди того времени относились к церковной традиции, каково было их отношение к святыни — они небрежно изображали на себе крестное знамение, притом, что среди паломников были и архиереи, и духовенство и почетные члены общества. Совершилась революция и Господь лишил наших соотечественников на долгие годы возможности причастия святых Христовых Таин, возможности частой исповеди и даже возможности свободного посещения храмов. В таких обстоятельствах люди рождались, жили и умирали. Люди лишились того, к чему Господь их призывал долгое время и того, чем они пренебрегали в свое время. Господин брачного пира призывал их на божественную трапезу, а они находя оправдания, предпочитали ей земные заботы и попечения. Таким образом Господь оставил их с их земными делами и закрыл для них дверь дома, где совершался брачный пир на долгие годы и десятилетия.
Как мы знаем, спустя много лет, наступило время, когда уже никто не препятствовал прийти человеку нам в храм Божий, никто не доносил на человека начальству за посещение им храма. Господь явил нам Свою милость и изменил обстоятельства. Но, много ли людей сегодня в воскресный день спешат в храм на богослужение?
В первое время религиозной свободы целые толпы людей шли в храм, прильнули к Богу, потому что души их взывали к Создателю, но и здесь Святая Церковь столкнулась с новым вызовом, о котором не сказано в евангельской притче о брачном пире. К большому сожалению, многие, придя в Церковь не имели преемственности церковного воспитания и образования и принесли в Дом Божий свое понимание о Церкви, не зная ни истории, ни канонов, ни церковных правил, не имея духовного опыта, но имея лишь свое искаженное представление об Истине. По этой причине в Церкви появились домыслы, чуждые правде Божией разномыслия, которые не приносят пользы для нее и для ее членов. Апостол Павел говорит в своем послании к Коринфянам: «ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1 Кор. 11; 18), но разномыслия эти допустимы во второстепенном, в главном же должно быть единство.
Мы должны возблагодарить Господа за то, что Он вновь открыл нам дверь божественной трапезы и приглашает нас, грешных и недостойных, на Свой брачный пир, но чтобы приступить к нему, мы должны оставить за порогом Церкви свои ложные рассуждения о Церкви и склонить свою голову перед Господином, который предлагает нам трапезу, во исцеление наших душ и телес от мыслей и действий, которые мешают нашему общению с Богом.
Об этом мы должны подумать, братья и сестры, слушая евангельское повествование, которое Свята Церковь предложила нам сегодня за богослужением, чтобы Господь вновь не лишил нас Своей великой святыни, как это произошло с нашими предшественниками, которые полагали, что достаточно причастится святых Христовых Таин один раз в год, не внимая призыву Божию, который звучит в храмах каждый воскресный день. Долготерпеливый Господь, Господин брачного пира, терпел это пренебрежение со стороны людей, но, тем не менее, принял жесткое решение, которое всем нам известно из истории нашего государства.
Чтобы не лишились и мы, братья и сестры, возможности стать участниками брачного пира и не лишились призыва Господина, Его милосердия к нам, будем молиться Богу о том, чтобы Он умудрил и удостоил нас стать причастниками Его божественной трапезы, которая соединяет нас с Ним во веки веков. Аминь».