31 октября, в Неделю 19-ю по Пятидесятнице, в день памяти святого апостола и евангелиста Луки, Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский совершил Божественную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе.
Накануне, 30 октября, Глава Пермской митрополии совершил всенощное бдение в главном храме города Перми.
По окончании Божественной литургии Архипастырь сердечно поздравил прихожа»н с воскресным днем, причастников с принятием святых Христовых Таин и обратился с проповедью:
«Сегодня за богослужением Святая Церковь предложила евангельское повествование, которое содержит в себе притчу О сеятеле. Данный сюжет завершается словами Господа: «кто имеет уши слышать, да слышит!» (Лк. 8;15). Эти слова, обращены ко всем нам и обязывают нас к тому, чтобы мы, находясь ли в храме Божием, пребывая ли за богослужением или в домашней молитве, мы не только слушали слова Священного Писания, но и воспринимали их таким образом, чтобы сохранить их в своем сердце. Иначе, все все наши старания в духовной жизни теряют смысл.
Притча О сеятеле, которую многие из нас хорошо знают, повествует о том, каким образом человек воспринимает слово Божие в своей жизни. Услышав эту притчу или любой другой сюжет Священного Писания, мы часто утешаем себя мыслью о том, что прекрасно знаем сюжет изложенного. При этом, в своем сердце, в своей душе, мы можем не сохранять духовной памяти о прочитанном или услышанном, которая так необходима для духовного возрастания. Как это ни прискорбно осознавать, братья и сестры, но такое происходит даже с теми людьми, которые много лет посещают храм Божий, при этом так и оставаясь у порога духовного развития. Такой человек подобен зерну, которое упало на каменистую почву и не приносит плода. В чем же заключается результат слышания слова Божия для этого человека? Где результат его молитвы, церковной и частной? Что смог исправить в своей духовной жизни этот человек? Как это ни прискорбно, но такое явление имеет место быть даже с теми, кто много лет посещает храм Божий. Не напрасно, Господь, обращаясь к нам через слова Евангелия, говорит: «кто имеет уши слышать, да слышит!» (Лк. 8;15). Необходимо, чтобы слово Божие не прошло мимо нашего сердца, чтобы оно, воспринятое нами, не стало подобно зерну, которое упало на каменистые или засушливое место нашей души, где оно погибнет или будет лежать, не способное прорасти и принести духовный плод. Об этом мы должны рассуждать, слушая сегодня в храме, предложенное нам Святой Церковью евангельское повествование.
Если мы внимательно наблюдаем за собой и своей жизнью, то заметим, что порой мы являем собой те преграды, которые описаны в притче и не дают взойти зерну духовного плода. Это и окамененное чувство в нашей душе, и безразличие, и отсутствие внимания, к событиям, происходящим в нашей жизни. Сконцентрировав внимание на чем-то второстепенном, мы не можем воспринять слово Божие, которое проходит мимо нас, практически не оставаясь в нашем сердце, в нашей душе, а, стало быть, мы в своей жизни не имеем и духовного роста.
Почему в пример духовного возрастания Господь в притче О сеятеле приводит именно зерно? Потому что оно имеет свойство расти, изменяться, и, таким образом, приносит плод. Стало быть, если зерно слова Божия не прорастает в нашей душе, то оно не приносит и плода и спустя много лет, в нашей духовной жизни может ничего и не измениться. Это очень опасная тенденция, братья и сестры, потому что в нас после каждой встречи в храме Божием с Евангелием, с Божественной литургией, должно быть духовное движение, которое должно сдвинуть с места камни нашей души и дать возможность взойти зерну нашего духовного роста. Тогда наше пребывание в храме не останется напрасным.
Мы, православные христиане, часто оказываемся не в состоянии донести до других людей смысл своей веры, не в состоянии убедить их в ее правоте и в необходимости посещать храм Божий лишь по той причине, что не имеем в себе духовного плода, в нашей душе нет личного духовного опыта, которым мы можем поделиться. Особенно это важно осознавать сегодня, когда наш мир оказался перед лицом страшной болезни, которая постигает все больше и больше людей. Если наша собственная духовная жизнь имеет, как сказано в притче, каменистую почву, не давая пропасти духовному зерну, то чем мы можем поделиться с людьми, которые еще не вешают Бога? Это весьма печально и плачевно. Мы должны обратить на это внимание и попытаться исправить данную ситуацию. Если мы читаем или произносим молитву ко Господу, то она должна проникнуть в наше сознание, в наш ум, в наши сердце и душу. Слово Божие должно пронзить все наше естество. Мы должны иметь силы, разум и волю возвращать себя к тому, к чему мы призваны и при необходимости понуждать себя прочитать слова молитвы, быть может быть, два или три раза, таким образом, чтобы они затронули наше сердце, нашу душу, наши мысли. Чтобы в то время, когда мы возносим молитву, мы не помышляли о каких-либо второстепенных вещах, чтобы мы изжили все лишнее из своего разума.
Как будет прискорбно, если мы, стоя на Страшном Суде, не подготовим себя к этому важнейшему моменту должным образом. Уходят дни, уходят годы, уходят наши физические силы, а с ними и наша способность молиться, уходит время, а мы не пользуемся им как должно… Когда придет время Страшного Суда и нам предстоит дать ответ Господу за свою жизнь, тогда будет поздно что-либо менять в своей жизни и душе. Может быть многие из нас в тот момент вспомнят о том, как часто рассеянно они стояли в храме Божием и думали о чем-то земном, в то время, когда Святая Церковь призывала верных подумать о Страшном Суде и о том ответе, который каждый из нас даст за свои дела, за свою жизнь, за свои грехи, за свое нежелание молиться… Может быть тогда нашем сознании мелькнет очень запоздалая мысль о том, что упущено время нашей жизни.
Давайте, братья и сестры, чаще думать об этом и о том, какова почва нашей души, на которое падает семя слова Божия, и тогда, может быть, мы поймем, что молитва есть великая сила в нашей жизни.
В сегодняшнем апостольском послании читался замечательный отрывок, повествующий о моменте, когда апостол Павел услышал слово Божие и последовал за Ним, навсегда, до самой смерти, оставаясь верным Богу, возрастя от Савла гонителя до просветителя и апостола язычников Павла.
Будем, братья и сестры, молиться Господу т просить Его о том, чтобы Он умудрил нас и дал нам внимание в молитве, чтобы мы не только слушали слово Божие, но и внимали ему всем своим сердцем и всей своей душой, и тогда молитва наша станет исцеляющим бальзамом для каждого из нас, станет той движущей силой, которая хотя бы немного сдвинет нас с мертвой точки духовного окаменения и мы увидим изъяны своей жизни и Божией милостью исправим ее и тогда, Господь нас примет, кающихся. Аминь».
За богослужением в сан диакона был рукоположен Артемий Корякин.