3 октября, в Неделю 15-ю по Пятидесятнице, в день памяти святого великомученика Евстафия Плакиды, Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский совершил Божественную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе.
Накануне, 2 октября, Глава Пермской митрополии совершил всенощное бдение в Главном храме Перми.
По окончании Божественной литургии Архипастырь сердечно поздравил прихожан с праздником, причастников с принятием святых Христовых Таин и обратился с проповедью:
«Сегодня за богослужением Святая Церковь предложила нам евангельское повествование о том, как фарисеи вопрошали Господа, какая заповедь в Законе является наибольшей. Слушая этот рассказ, мы, конечно, занимаем сторону Иисуса Христа и считаем, что непонятливые фарисеи не могли уразуметь учения Христова, не могли увидеть своего заблуждения. Но, если мы обратим внимание на самих себя, то не уподобляемся ли и мы логике фарисейской? Возможно мы каждую неделю посещаем храм, но если мы зададим себе вопрос любим ли мы от всего сердца и помышления Господа, то что мы ответим?
Мы, как правило, относимся к фарисеям, как к людям, которые были далеки от Господа, но надо сказать, что они в отличие от нас прекрасно знали Закон и даже тщательно соблюдали его: молились, постились, творили милостыню, чего часто не хватает нам. Когда фарисей задавал вопрос Господу о наибольшей заповеди в Законе, он с точки зрения исполнения Закона он был безупречен, но Господь, как Сердцеведец знал, что душа его не была вовлечена в общение с Богом. Господь начал беседу с фарисеями, чтобы показать, что их исполнение Закона не наполнена сутью. Господь знал их помышления, их устремления, знал что они переживают в своей душе, знал что исполнение Закона не приводит их в должное состояние перед Богом. Господь знал, что исполняя все постановления Закона, душа и сердца их оставались хладны.
Господь начал свою беседу с фарисеями по той причине, чтобы обличить их в их заблуждении, потому что они возомнили о себе, что имеют право распоряжаться Законом и толковать его по своему усмотрению. Господь обличил их гордость и надменность. Иисус Христос во время общения с фарисеями дал им понять, что они не выше других людей. Через это они все больше и больше удалялись от Бога. Эта надменность и самолюбование в итоге и погубило духовных лидеров израильского народа, среди которых были и фарисеи.
Братья и сестры, читая или слыша слова Евангелия мы с вами должны применять их и в своей жизни. Зададим вопрос себе: не заражены ли и мы духом фарисейства. Для чего мы приходим в храм Божий? Приходим ли мы по зову сердца и души или для того, чтобы исполнить некий долг — придти раз в неделю в храм лишь потому, что «так надо», чтобы о нас не подумали плохо наши друзья и знакомые? Прилагаем ли мы свое желание и стремление, свой сердечный порыв к посещению богослужения? Для того ли мы приходим в храм, чтобы иметь живое общение с Богом, который исцеляет нас от греха, наших немощей, чтобы приобрести добрый и чистый разум? Не формально ли мы исполняем Закон Божий? Вот об этом нам необходимо задуматься.
Господь обличает формальное исполнение Закона, которое часто оказывается еще и осознанным. Разве мы это не встречаем в своей жизни? Очень часто человек выполняет то, что предписывает Закон Божий или правила благочестия без внутреннего призыва, формально, а после этого еще и считает себя выше других людей, которые не сделали того же. Когда мы посещаем храм, мысли наши очень часто оказываются далеко, далеко от общения с Богом. Стоя на богослужении, мы планируем дела, которые нам предстоит сделать, думаем о заботах века сего, и через это не приобретаем никакой пользы для своей души. Больше того, выходя из храма, мы полагаем, что исполнили Закон Божий. Мы должны упражнять свою душу, чтобы слова молитвы, которые мы произносим или слышим в храме, как молния пронизывали нас, чтобы каждое слово молитвы проходило через наш разум, сердце и душу. Только тогда мы приобретем подобающее для христианина духовное состояние.
Сегодняшнее евангельское повествование призывает нас к тому, чтобы мы при исполнении Закона, исполняли его в духе, чтобы в этом участвовали наша душа и сердце, чтобы произнося слова молитвы, мы понимали, что они действительно услышаны Господом, чтобы наши души не были опустошенными. В этом и будет состоять великая для нас польза, которую предлагает Святая Церковь.
Будем помнить слова Господа, которыми Он обличил фарисеев, которыми Он обличил их превозношение над другими людьми, посчитав что они имеют право трактовать Закон и поучать других. Христианин должен не поучать, а свидетельствовать перед другими людьми о совей вере, свидетельствовать своей жизнью, своей молитвой, тем самым показывая суть и красоту православной веры. В этом заключается великая ответственность каждого христианина. В этом заключается отличие христиан от фарисеев, которые считали, что имеют право поучать других людей, при этом дальше знания Закона их духовная жизнь не развивалась. Да не будет, братья и сестры, с нами этого, но будем достойно совершать свою молитву ко Господу, а своим поведением и добрыми делами будем свидетельствовать перед миром, что мы воистину является детьми Божиими. Аминь».