Архиерейское богослужение в Неделю о расслабленном

23 мая, в неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном, Глава Пермской митрополии Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский совершил Божественную литургию в храме святителя Спиридона, епископа Тримифунтского города Перми.

«Четвертое по Пасхе воскресенье называется Неделей о расслабленном. Настало время возвысить нам свой ум до этой темы и, вникнув в нее, осмыслив изложенное в Евангелии, сделать для себя поучительные выводы. Ведь каждый стих, каждая строка, каждое слово евангельского текста несут в себе вечные и спасительные истины, для постижения которых нужно лишь одно -обратиться к ним и принять их с любовью. Обратиться к ним, забыв обо всем на свете, отодвинув от себя суету, напрасные волнения сердца, пустые надежды и разъедающие душу печали, — возвыситься над ними и, остановившись в тишине, мире, безмолвии, хотя бы чуть-чуть приблизиться мыслями и чувствами к тому состоянию, пребывая в котором псалмопевец, царь и пророк Давид обращался к Богу со словами: «Готово сердце мое, Боже, готово… яко велия верху небес милость Твоя и до облак истина Твоя» (Пс. 107;2,5). Готово сердце мое, Господи, готово принять простирающуюся до облаков истину Твою, которую Ты ниспосылаешь нам, грешным и недостойным, по милости Твоей великой и безграничной. Какую же истину несет в себе услышанный сегодня нами отрывок из Евангелия, в чем назидает?

Долгое время лежал расслабленный рядом с купальней, среди великого множества других больных, много раз пытался успеть войти в воду первым, — а именно это и нужно было, чтобы исцелиться, — и не мог по немощи своей, потому что находился в болезни тридцать восемь лет. И вдруг — о дивная встреча! Сам Иисус подходит к нему и, узнав, что он лежит уже долго, «говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня» (Ин. 5,;6-7).

«Не имею человека» — а вокруг было общество, такое же, как и сегодня. Была своя жизнь, было множество людей, и все спешили решать какие-то свои проблемы. Кипела, шумела, бурлила жизнь, а больной говорит: «Не имею человека». Как это возможно? Нет человека — все проходят мимо, все решают свои вопросы, и каждый считает, что это прежде всего, это главное, важнее нет для него дела.

А что говорит Христос в Евангелии? И я возвращаю вас и себя к тому конечному моменту нашей жизни, который Святая Церковь называет Страшным судом. Этого нам не миновать. Никому из нас. И я вновь возвращаю нас к нему, потому что Библия говорит: «Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь» (Сир. 7; 39). А мы о конце не помним, мы думаем, что еще очень далеко до этого момента. Далеко, и, может быть, некоторые даже допускают мысль о том, что их это каким-то образом и не коснется.

И вот я слова Ветхого Завета переношу на слова Нового Завета. Если бы мы помнили об этом последнем моменте, то никогда не согрешили бы. Мы понимали бы слова Христовы: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня» (Мф. 25;41-43). А они скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?» (Мф. 25;44). Мы не видели Тебя, так скажем и мы, если не сделали доброго дела для ближнего своего, мимо которого проходим, может быть, 10, 20 или 30 лет, а он все это время ждет нашей помощи, пусть даже самой малой, как ждал ее расслабленный у края купели, чтобы кто-то лишь опустил его в воду. Значит, это мы не сделали для Господа.

Нуждается человек в поддержке — слабый, больной, бессильный, ослабевший душой или телом. Нуждается — и ждет, даже когда не остается надежды, даже когда давно иссякла она, потому что проходят годы, много лет в ожидании — а вокруг общество, которое кипит и бурлит своей жизнью, своими мыслями, своими делами, и каждый считает их важнее, первостепеннее, чем все остальное, и каждый думает: я решаю самые важные вопросы, потому что эти вопросы касаются лично меня. Меня касаются. И тогда — все в сторону. В сторону заповеди Божии, в сторону церковное призвание, Предание, Евангелие, в сторону церковная проповедь, в сторону и Господь Бог. Сейчас я решаю свои дела, а когда меня прижмет, тогда я пойду в храм и начну молебны заказывать.

Да, я знаю, о чем это Евангелие, самоуверенно говорим мы, слушая повествование о расслабленном. Да, я знаю, что Господь исцелит больного, да, я знаю, что скажет Он ему: «Не греши больше». Но еще раз я хочу сказать вам: это обманное чувство, когда мы утешаем себя тем, что знаем дальнейшие строки евангельского повествования, но не исполняем их и даже не предпринимаем попытки приблизиться к тому, чтобы осуществить в жизни своей те слова, которые обращает Господь к каждому из нас.

Какой прок из того, что мы утешаем себя, что знаем Евангелие, но не живем так, как учит нас Господь? Мы слышим этот отрывок из евангельского текста не единожды в году за богослужением Святой Церкви, но вновь и вновь проходим умом и сердцем мимо него, а значит, и мимо ближнего своего, которого, может быть, не надо нести в купель, достаточно одно лишь доброе слово ему сказать. Одно, которое утешит его и поможет ему осознать, что он действительно что-то делает неверно, — одно только слово, и оно подтолкнет человека на размышление и выбор правильного пути в жизни — следовать за Христом. Это и будет нашим ответом на тот зов, который сегодня прозвучал со страниц Евангелия: «Не имею человека». Вот это и будет тот человек — я, он, она, — который сделает нужное для ближнего единым только словом. Но чтобы это слово прозвучало, чтобы оно стало тем малым толчком, который, может быть, изменит всю жизнь человека, мы должны провести в себе огромную, невидимую интеллектуальную работу. Мы должны подумать прежде и душевно ощутить, что наша помощь ближнему — это наша святая обязанность. Это я сделаю ради Господа. Он сказал: «Так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» (Мф. 25;45). Я сделаю это и хотя бы ради того, что написано в Библии: «Помни о конце твоем, и вовек не согрешишь».

Этот небольшой сюжет помогает нам сделать выбор: или в сторону жизни — идти за Христом, или в сторону смерти — не делать этого и в конечном итоге услышать Его грозные слова: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный» (Мф. 25;41).

Святая Церковь предлагает нам все это не для утешения слуха, но для труда разума, сердца, души нашей, чтобы, потрудившись, мы исполнили хотя бы малую толику того, к чему призывает нас Христос.

Пусть Его слова войдут в наше сознание, пусть они навсегда останутся в нашем сердце, и если не сегодня, то через некоторое время мы вспомним их и сделаем хотя бы один шаг навстречу ближнему своему, для которого даже малейшее наше душевное прикосновение принесет исцеление, и Господь дарует нам за наше малое деяние Свое милосердие и Свое благословение», — сказал Архипастырь в своей проповеди.