Василий (Богоявленский), архиепископ Черниговский, священномученик († 14/27 августа 1918)

Архиепископ Василий родился 1 февраля 1867 года в селе Сеславино Козловского уезда Тамбовской губернии в семье священника. Был родственником митрополита Владимира (Богоявленского). Воспитанный в строгом церковном благочестии, Василий с раннего детства проникся искренней любовью ко Святой Церкви и земному Отечеству. Достигнув юношеского возраста, он решил посвятить свою жизнь служению Богу и ближним.

После окончания в 1888 году Тамбовской Духовной семинарии Василий Дмитриевич женился на красавице Елизавете. Сохранилось предание, что художник Репин, пораженный красотой Елизаветы, писал ее портрет.

20 сентября 1888 года Василий Богоявленский был рукоположен в сан диакона к церкви Рождества Христова в селе Старая Дегтянка Козловского уезда в родной Тамбовской губернии.

11 марта 1890 года – рукоположен во священника к церкви Покрова Пресвятой Богородицы в селе Овсянка Кирсановского уезда Тамбовской губернии. В этом храме он служил до 1896 года, при этом исполнял должность законоучителя в нескольких церковно-приходских школах.

В 1896 году отец Василий переехал с семьей в Казань. В том же году он поступил в Казанскую Духовную Академию, ректором которой был в то время епископ Антоний (Храповицкий). Отец Василий дорожил дружбой с владыкой Антонием и часто обращался к нему за духовным советом. Будучи студентом Академии, отец Василий состоял законоучителем в Казанской общине сестер милосердия Красного креста, вел религиозные собеседования с нижними чинами учебных команд при пяти батальонах, расположенных при Казанском вещевом интендантском складе.

После окончания Академии в 1900 году епископ Антоний предложил отцу Василию остаться в Казани в качестве преподавателя Академии. Священник согласился на предложение Владыки. В то же время он несет служение в Кафедральном соборе, затем – в церкви Казанского Троице-Феодоровского женского монастыря.

В 1905 году отец Василий был назначен ключарем кафедрального собора. Одновременно он преподавал Закон Божий в Спасо-Феодоровской школе, затем в начальных городском и министерском училищах, а также в Речном училище первого разряда.

В течение нескольких лет являлся членом комитета по проверке отчетов Казанской Духовной Академии и Казанского епархиального женского училища, членом-учредителем братства во имя Пресвятой Богородицы при кафедральном соборе, членом церковного историко-археологического общества.

В 1907 году отец Василий назначен членом Казанской Духовной консистории. В это время он написал сочинение «Вторая книга Маккавейская: Опыт исагогического исследования», за которое советом Казанской Духовной Академии 4 июня 1907 года удостоен степени магистра богословия.

В 1908 году безвременно умирает жена отца Василия. Это тяжелое испытание было понято им как призыв отказаться от радостей семейной жизни и целиком посвятить себя Богу. По благословению архиепископа Антония священник оставляет Казань и поступает в Александро-Невскую Лавру, где в 14 августа того же года принимает монашеский постриг от епископа Гдовского Кирилла (Смирнова) с оставлением ему прежнего имени.

15 октября того же года иеромонах Василий назначен ректором Черниговской Духовной семинарии с возведением с сан архимандрита.

26 июля 1909 года в Александро-Невской Лавре была совершена хиротония архимандрита Василия в епископа Сумского, викария Харьковской епархии. Хиротонию возглавил Санкт-Петербургский митрополит Антоний (Вадковский). Прослужив в Сумах неполных два года, 4 марта 1911 года преосвященный Василий был назначен викариным епископом Черниговской епархии с титулом Новгород-Северский, а через два месяца, 12 мая, поставлен правящим епископом Черниговской епархии с титулом Черниговский и Нежинский.

Преосвященный Василий, возглавив эту древнюю русскую кафедру, стал инициатором множества добрых начинаний. При нем 26 июня 1911 года в Чернигове был заложен Николаевский Епархиальный дом с храмом во имя святого князя Александра Невского, освящение которого состоялось 14 ноября 1912 года. Николаевский дом стал просветительским центром епархии: его большой зал предназначался для проведения лекций. Примечательно, что разрешение на строительство этого здания за счет государственной казны выдал сам Император Николай II. Там же была собрана большая библиотека (она составляла основной фонд Епархиальной библиотеки и являлась одной из лучших в России), образовано «Епархиальное Древлехранилище» древних рукописей и икон, старинной церковной утвари и прочих древностей с общим числом вещественных и письменных памятников до 4000 наименований. Основные фонды «Древлехранилища» были представлены в Епархиальном музее при Черниговской Духовной семинарии и размещены в помещении, выстроенном по распоряжению епископа Василия специально для музея.

По благословению Архипастыря 11 апреля 1912 года в Никольском хуторе Новгород Северского уезда открылось второе в епархии женское училище с сельскохозяйственным отделением. В самом Чернигове возведены два новых обширных странноприимных дома для паломников, прибывающих на поклонение мощам святителя Феодосия Черниговского. Стараниями епископа Василия устроен санаторий для склонных к туберкулезным заболеваниям воспитанников Духовной семинарии, что явилось новшеством в епархиальной жизни России.

Владыка возглавил деятельность братства во имя святого мученика Михаила, князя Черниговского, созданного в 1888 году. Основными задачами братства ставились духовное просвещение и миссионерство, а также сельскохозяйственная взаимопомощь, поскольку в братстве в основном состояли крестьяне. Благодаря миссионерской деятельности братства, на Черниговщине обратилось в единоверие большое количество старообрядческих беглопоповских и беспоповских поселений. В Черниговской епархии образовалось единоверческое Старообрядческое благочиние, в ведении которого насчитывалось 18 церквей, в них богослужения совершались по старым древлеправославным обрядам. 

Епископ Василий придавал большое значение издательской деятельности. Осенью 1911 года Владыка осуществил выпуск книги «Картины церковной жизни Черниговской епархии из IX-вековой ее истории». Книга эта была издана невероятно быстро, благодаря его же настойчивости, трудам и энергии. Это уникальное издание, со множеством фотографий и старинных гравюр, было посвящено паломничеству 5 сентября 1911 года в Чернигов к мощам Святителя Феодосия Государя Николая II.

По благословению епископа Василия, в 1912 году, с целью нравственно-православного воспитания народа и православно-миссионерской деятельности в Черниговской епархии, стал выходить богословский журнал «Вера и жизнь», а братство святого Михаила Черниговского выпускало газету «Черниговский церковно-общественный вестник». Благодаря стараниям Преосвященного при Троицком монастыре была устроена духовная музыкально-певчая школа.

Большое внимание Святитель уделял благотворительности. Он всячески поддерживал уже существовавшие до него или им созданные благотворительные общества и богадельни. Стараниями епископа Василия в тяжелые неурожайные годы удалось собрать крупную сумму пожертвований – «обильную милостыню голодающим братьям восточных губерний».

 Вот, в кратком перечне те вехи, которыми определяется характер архипастырской деятельности преосвященного Василия на Черниговской кафедре.[1]

5 октября 1916 года преосвященный Василий возведен в сан архиепископа.

С началом революции архиепископ Василий становится одной из первых жертв гонений на Православную Церковь. По распоряжению Черниговского губернского исполнительного комитета он был дважды подвергнут аресту и 29 марта 1917 года препровожден властями в Петроград. Владыке были предъявлены нелепые обвинения: узурпация власти и стремление к наживе; имя его было оболгано в печати. Невиновность Архипастыря была полностью доказана, и его освободили.

14 апреля 1917 года по распоряжению Временного правительства архиепископа Василия освободили от присутствия в Святейшем Синоде. 6 мая он был отправлен на покой как «не соответствующий революционному духу времени» и переведен в Николаевскую Теребенскую пустынь Тверской епархии. 11 августа Владыка назначен настоятелем в Московский Заиконоспасский монастырь.

В том же году архиепископ Василий участвовал в деятельности Поместного Собора Русской Православной Церкви в Москве, 11/24 июля вошел в Патриаршее управление при Патриархе Тихоне и назначен благочинным ставропигиальных монастырей.

В ночь 17 июня 1918 года в Перми был арестован архиепископ Пермский и Кунгурский Андроник (Никольский), участник Всероссийского Поместного церковного Собора. 20 июня большевики убили Архипастыря близ Перми, закопав его живым в яму. Каратели скрывали совершенное ими злодеяние, и участь владыки Андроника оставалась неизвестной.

14-17 августа Священным Собором Российской Православной Церкви архиепископ Василий был командирован в Пермь во главе комиссии для расследования обстоятельств убийства архиепископа Андроника.

В состав комиссии вошли еще два члена Собора: ректор Пермской Духовной семинарии архимандрит Матфей (Померанцев) и крестьянин-миссионер Московской епархии Алексий Данилович Зверев.


[1] «Русский паломник», № 45, 1913 г.