Трифон (Подвизаев), архимандрит Вятский, преподобный

Преподобный Трифон Вятский (Трофим Дмитриевич Подвизаев), архимандрит

Родился около 1546 года в селе Малая Немнюжка Пинежского уезда Архангельской губернии в семье благочестивых и зажиточных крестьян Дмитрия и Пелагеи.

Будущий святой с детства отличался искренней религиозностью, любил посещать храм Божий. Услышав однажды проповедь священника о том, что человека, сохраняющего чистоту души и тела и принимающего на себя иноческий образ, Господь причисляет к Своим избранным, Трофим всем сердцем возжелал монашеского жития и тайно оставил родительский дом.Странником обошел он города и села русского севера, и в Великом Устюге обрел первого духовного наставника – священника Афанасьевской церкви Иоанна. От него Трофим получил первые наставления и благословение на страннический образ жизни для сохранения душевной и телесной чистоты.

Около 1565 года Трофим появился в имении Строгановых Орле-городке и остановился как нищий странник на паперти храма. Во время пребывания в городке с Трофимом приключилось следующее событие. Люди Строгановых, озлобившись, во время лютого мороза сбросили подвижника с высокой горы в снежный сугроб. Через некоторое время, с трудом выбравшись из-под снега, преподобный не только не сердился на обидчиков, но и молился о них, и был светел лицом. Приказчиков поразило то, что юноша остался здоров, и о нем распространилась молва как о блаженном и святом страннике.

Узнав об этом, Яков Строганов обратился к Трофиму с просьбой помолиться за его тяжелобольного сына Максима, и зимой 1566 года по молитвам преподобного произошло первое чудо – исцеление младенца Максима. Но, не желая славы человеческой, Трофим вскоре удалился из Орла-городка.

Недалеко от тех мест в 1558–1560 годах Строгановыми был построен первый в Прикамье Пыскорский Преображенский мужской монастырь. В возрасте 22 лет Трофим от руки игумена Варлаама принял там монашеский постриг с именем Трифон. В монастыре преподобный проводил жизнь строгого аскета, исполнял общие послушания, и наконец, был избран на должность пономаря. Но здесь святому пришлось перенести тяжелую болезнь: в течение сорока дней он не мог подняться с постели и был чудесно исцелен явившимся ему Святителем Николаем Чудотворцем.

Здесь же, в Пыскоре, преподобный своими молитвами исцелил больную девицу и двухлетнего младенца Поликарпа. Слава о добродетелях святого стала распространяться, многие начали приходить к нему ради душевной пользы. Некоторые иноки из зависти возвели хулу на преподобного Трифона, и летом 1570 года святой решил удалиться из монастыря.

Сев в лодку, отец Трифон спустился вниз по Каме на 150 верст и высадился на берег близ места, называемом сейчас Нижние Муллы. Недалеко от устья речки Мулянки находилось тогда крупное языческое капище, где язычники-остяки приносили жертвы идолам. Построив келью, преподобный стал проводить здесь пустынное житие и при этом два года безбоязненно проповедовал местным язычникам о Христе. Он срубил почитаемую остяками и вогулами огромную ель, чем вызвал у них гнев и намерение убить его. Однако, по милости Божией, остяки не смогли причинить святому никакого вреда. Проповедь преподобного Трифона на Мулянке принесла добрые плоды:[1] дочери остяцкого и вогульского князей приняли крещение.

В это время на соляных варницах Пыскорского монастыря иссяк рассол, и братия стали искать святого и просить его возвратиться в обитель. Ради просьб братии преподобный смиренно вернулся в монастырь, помолился, и рассол пошел еще обильнее прежнего. Некоторое время после этого отец Трифон жил в Пыскоре, но вскоре пришел на реку Чусовую. Здесь, на высокой горе, напротив стоящей на другом берегу церкви Богоявления Господня, он выбрал глухое место и поставил себе келью.

Вскоре около преподобного Трифона собралось несколько учеников. Святой воздвиг здесь часовню в честь Успения Пресвятой Богородицы и Усекновения главы святого Иоанна Предтечи, чем положил основание будущему монастырю – Успенской Чусовской пустыни.

Но несчастный случай помешал святому остаться в этих краях надолго. Однажды, расчищая землю под пашню, он поджег корни и пни деревьев. Сильный порыв ветра перебросил пламя на находившиеся неподалеку дрова Строгановых, заготовленные для соляных варниц. Пожар принес немалый ущерб как местным крестьянам, так и самим Строгановым. Разгневанные люди в ярости сбросили преподобного Трифона с высокой горы, однако, по милости Божией, он остался невредим.

В 1579 году преподобный Трифон покинул берега Чусовой. Посетив Чердынский Иоанно-Богословский мужской монастырь, он с благословения своего духовного отца, игумена Варлаама, ушел в соседнюю Вятскую землю.

В январе 1580 года святой появился в городе Хлынове (Вятке). Вятчане возлюбили его и написали челобитную государю Иоанну Васильевичу Грозному и митрополиту Антонию с просьбой благословить преподобного Трифона на строительство в Хлынове монастыря. В Москву отправили с честью самого преподобного.

В марте 1580 года отец Трифон был рукоположен в сан священника Преосвященным митрополитом Антонием и получил от него грамоту на строительство в Хлынове Успенского мужского монастыря. Митрополит Антоний благословил святого иконой Божией Матери «Одигитрия» и, наставив его от Божественного Писания, отпустил с миром. В том же году 12 июня преподобный Трифон получил от Царя Иоанна Грозного строительскую грамоту, по которой отдавались ему в собственность для монастыря две древние церкви в Хлынове с книгами и колоколами.

В 1595 году преподобный совершил второе путешествие в Москву, чтобы «бить челом» Государю о нуждах обители. В челобитной, поданной Царю Феодору Иоанновичу, архимандрит указывал на недостаточность монастырских средств для содержания братии обители, в которой было тогда уже 70 человек. «Братии все прибывает, – печаловался Царю преподобный, – постригаются по большей части старые, увечные и убогие люди, а средств на содержание недостаточно». Царь Феодор Иоаннович пожаловал монастырю села и деревни с людьми и рыбные ловли. Святейший Патриарх Иов дал преподобному благословенную грамоту и антиминс на освящение нового Успенского храма.

Как и многие другие русские святые – преподобный Сергий Радонежский, Кирилл Белоезерский, Варлаам Хутынский – преподобный Трифон был духовным наставником людей разных сословий – князей, бояр, купцов, крестьян, другом и собеседником святителей – Святейших Патриархов Иова и Гермогена. Однажды он был в Казани, где беседовал с митрополитом Гермогеном. Тогда же преподобный предсказал Святителю, что он будет Патриархом в царствующем граде Москве и мученически окончит свою жизнь, что и сбылось впоследствии.

Двадцать с лишним лет подвизался святой Трифон в созданной им обители, пас словесное стадо как добрый пастырь, наставляя братию честно исполнять обеты иноческие, проходить монашеское житие в терпении и без лености. Сам был для всех примером: скудно питался, не пил вина, втайне носил на теле железные вериги и власяницу. Всех приходящих к нему он принимал с любовью, угощал монастырской трапезой, у себя же в келье пищи не имел и гостей не принимал, и сам никогда в келье не трапезничал. Того же требовал и от братии. Если что-либо жертвовали в обитель, преподобный все отдавал в монастырскую казну, сам в келье ничего не имел, кроме святых икон и книг.

Успенский монастырь, основанный преподобным Трифоном в Вятском крае, имел огромное просветительское значение для всего населения этих мест. Его архимандрит был истинным носителем христианского просвещения и светочем благочестия. Он был наставником не только для братии своего монастыря, но и не оставлял без пастырского попечения монастырских крестьян. Преподобный Трифон часто путешествовал по монастырским землям (вотчинам). Он хорошо знал быт крестьян и, как истинный пастырь, заботился об их духовном просвещении. Везде в вотчинах Вятского монастыря строились церкви, управлялись вотчины монастырскими ставленниками, которым благословлялось справедливо творить суд по разным крестьянским вопросам, строго наблюдать за нравственностью крестьян. Не забывал преподобный Трифон и нищую братию Христову, и всем требующим помощи щедро благотворил. После молебных пений он окроплял молящихся святой водой. Люди прикладывались к образу святителя Николая, после чего многие получали исцеления от различных недугов. Эти чудеса, числом пятьсот, были записаны в особой книге, хранившейся в обители Успения в Хлынове.

Однако некоторые из числа братии не захотели слушать своего духовного отца и, оставив иноческие правила, стали устраивать в кельях трапезы, пить вино и приглашать в гости мирских людей. При этом они приходили к преподобному и просили послаблений в монастырском уставе. Даже поносили святого, угрожали ему и требовали отказа от настоятельства. Тогда преподобный Трифон решил отправиться в путешествие, а взбунтовавшаяся братия отправила на святого клеветнический донос в Москву, испросив себе в архимандрита и настоятеля принявшего их сторону, ученика преподобного Трифона Иону Мамина.

Странником провел святой подвижник несколько последних лет своей жизни: основал Богоявленский мужской монастырь в городе Слободском, подвизался некоторое время в Сольвычегодском Введенском и Николаевском Коряжемском монастырях, а также в прославленной Соловецкой обители, где братия прияла его с честью. Были среди соловецких иноков прозорливые отцы, которые предсказали архимандриту Трифону, что он вскоре преставится к Богу. Преподобный ответил им: «Знаю и я, что близ есть кончина моя, но помолитесь за меня, отцы и братия, чтобы сподобил меня Господь видеть на Вятке Дом Успения Пречистой Богородицы и там обет свой иноческий исполнить. Желал бы я быть там погребенным».

Тяжело больным прибыл преподобный в Хлынов. Многие из вятчан встретили его с радостью. Архимандрит же Иона, имея в сердце вражду на святого Трифона, не захотел принять его в монастырь. Преподобному пришлось остановиться в доме своего давнего друга, диакона Максима Мальцева.

Однако, чувствуя приближение кончины, преподобный снова стал проситься в Успенский монастырь через соборных священников, а также через некоторых влиятельных иноков монастыря. Тогда архимандрит Иона устыдился, раскаялся и просил святого вернуться в обитель. Во вратах монастыря архимандрит Иона в присутствии всей братии встретил преподобного и, припав к его ногам, просил прощения.

Прожив лишь несколько дней по возвращении в обитель, преподобный Трифон, исповедавшись и причастившись Святых Христовых Таин, мирно отошел ко Господу 8 октября 1612 года.

Архимандрит Иона с братией с честью погребли тело основателя монастыря в храме Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, где преподобный при жизни своей особенно любил молиться.

Через 70 лет после блаженной кончины святого, при постройке нового Успенского собора, были обретены нетленные останки преподобного Трифона.

В течение всей своей исполненной скорбей и болезней подвижнической жизни преподобный Трифон был строгим хранителем и ревностным исполнителем монашеских уставов и правил, оставленных его предшественниками – святыми отцами-подвижниками. Особое духовное родство связывает преподобного Трифона со святителем Стефаном Пермским. Первое духовное наставление преподобный получил на родине святителя, в Устюге. Преподобный Трифон продолжил начатую святителем Стефаном проповедь Евангелия на Пермской земле. Как и святитель Стефан, он проповедовал христианство языческим племенам, сокрушал их идолов, крестил новообращенных.

Память преподобного Трифона молитвенно почитается в Архангельской, Вятской и Пермской епархиях. В Перми в честь святого освящен придел в храме Успения Пресвятой Богородицы. На месте подвигов преподобного Трифона в Чусовском районе его имени посвящена Верхнечусовская женская пустынь, а в селах Успенка и Култаево воздвигнуты часовни и благоустроены святые источники.

День памяти 8 / 21 октября.


[1] В память о миссионерском подвиге святого в этих местах впоследствии была сооружена часовня. Она находилась в 6 верстах от с. Култаево, рядом с целебным источником и пещерой, где по преданию жил преподобный. Ныне часовня восстановлена, к ней в дни памяти преподобного Трифона совершается крестный ход из Иоанно-Предтеченского храма с. Култаево.