Святитель Питирим, епископ Великопермский
Епископ Питирим был родом из Ярославля. С юных лет он принял иноческое пострижение и проходил путь подвижничества под руководством старца Кирилла. Будучи архимандритом Московского Чудова монастыря, святой Питирим в 1440 году крестил Иоанна III, сына Великого князя Василия Темного. Позже он стал известен как составитель канона святителю Алексию, Митрополиту Московскому и собиратель сведений о его житии.
Прибыв на Пермскую кафедру, святитель Питирим всецело посвятил себя духовному устроению своей паствы и со всем расположением предался долгу учительства. На далекой окраине появились духовные книги, привезенные святым Питиримом. Часто, обозревая пределы обширной епархии и посещая отдаленные ее части – Удору и Печору, он с любовью заботился о просвещении пермичей. Епископ поучал в домах, проповедовал в храмах, а чаще всего беседовал с народом на открытом воздухе, объясняя правила веры и христианского благочестия. Действие его проповеди было настолько сильно, что даже вогуличи, жившие в притоках Печоры в соседстве с зырянами, приняли христианскую веру. Зыряне вздохнули свободно, получив надежду, что новообращенные вогуличи станут удерживать оставшихся язычниками своих единоплеменников от жестоких нападений.
Однако предводитель вогулов Асыка, пользуясь княжескими раздорами и удаленностью кафедры от столицы, разорял христианские селения и убивал беззащитный народ. Новгородские владельцы земель на реках Выге и Двине, терпевшие убытки от беспрестанного разбоя, в 1445 году пошли против вогулов и взяли Асыку в плен. Коварный язычник клялся в дружественном отношении к Перми и обещал не тревожить более христиан. Отпущенный на свободу, Асыка стал выжидать удобный момент, чтобы напасть на Усть-Вымь, с целью убить святителя Питирима, которому приписывал свое поражение от новгородцев.
За это время святитель Питирим дважды был в Москве: в 1447 году для составления соборного послания князю Димитрию Шемяке, изменившему клятвенным договорам (предполагают, что составителем грамоты был святитель Питирим), и в 1448 году при поставлении на Московскую митрополию святителя Ионы. Пользуясь отсутствием Святителя, Асыка снова стал нападать на ближайшие к Печоре зырянские поселения, убивая и грабя жителей.
Но Святитель неустанно продолжал собирать свою паству и утверждать ее в христианской вере. Не только зыряне, но и вогулы, кочевавшие по притокам Печоры, убедились в истине проповеди святителя Питирима и начали принимать Крещение. Озлобленный этим, Асыка совершил новое злодеяние. 19 августа / 1 сентября 1455 года он убил святителя Питирима, когда тот совершал освящение воды на мысе, образуемом слиянием рек Ваги и Вычегды. Сорок дней, пока не был получен ответ из Москвы, тело святого Питирима оставалось в срубе, сооруженном на месте мученической кончины, но, несмотря на знойный август, тление не коснулось его. На поклонение к Епископу сходились жители ближних и дальних селений, и многие получали благодатную помощь.
Святитель был погребен в Усть-Вымском кафедральном Благовещенском соборе возле своего предшественника, святителя Герасима.
Празднование памяти священномученика епископа Великопермского Питирима установлено в 1522 году и совершается 19 августа / 1 сентября.