Николай (Гашев), иерей, исповедник († 25 января/7 февраля 1930)

Священноисповедник Николай (Николай Михайлович Гашев), священник Пророко-Ильинской церкви села Ильинское Пермского уезда

Родился 26 ноября 1869 года в селе Успенка Чусовского района Пермской губернии в крестьянской семье.

В 1880 году окончил Успенское сельское народное училище и назначен псаломщиком к Пророко-Ильинской церкви села Ильинское Пермского уезда.

С 15 октября 1885 года по 1 августа 1890 года состоял церковником при Чусовской Успенской церкви Пермского уезда.

В 1890 году обучался в псаломщическом классе при Братстве Святителя Стефана Пермского.

12 августа 1890 года допущен к должности временно исполняющего обязанности псаломщика этой церкви.

31 января 1893 года принят в духовное звание.

6 июня 1893 года по сдаче экзамена по программе на звание псаломщика посвящен в стихарь.

30 августа 1902 года рукоположен во диакона к Чусовской Успенской церкви.

7 декабря 1904 года переведен к Пророко-Ильинской церкви села Ильинского церкви.

В 1916 году с разрешения правящего Архиерея во время отлучек законоучителя преподавал Закон Божий в Ильинском 2-х классном училище.

Состоял законоучителем в земских училищах: Сюзевском – с 13 февраля 1911 года по 4 октября 1915 года, Мироновском – с 6 октября 1911 года по 4 октября 1915 года и Шляпинской церковно-приходской школе – с января 1905 года по 1 сентября 1917 года.

Имел удостоверение о прослушании законоучительских и миссионерских курсов в 1911-1912 годах.

За труды по первой всеобщей переписи населения награжден темно-бронзовой медалью.

«За весьма внимательное отношение к Шляпинской церковно-приходской школе» преподано Архипастырское благословение с выдачею свидетельства.

В клировой ведомости Пророко-Ильинской церкви села Ильинского отцу Николаю Гашеву дается характеристика: «Поведения отличного, по должности исправен».[1] 

В 1919 году диакон Николай был рукоположен в сан священника к Ильинскому храму.

В семье отца Николая и его супруги Капитолины Андреевны было шестеро сыновей и три дочери.

В декабре 1918 года в Ильинском вспыхнул мятеж расквартированного там 10-го красноармейского кавалерийского полка. Тогда же село было занято белыми войсками, которые расстреляли активистов и сторонников советской власти. Когда же большевики в 1919 году вошли в пределы Пермской гу­бернии, все, кто имел хоть малейшее отношение к расстрелу красноармейцев, поспешили уйти с Колчаком в Сибирь. Многие советовали священнику Николаю Гашеву отступить с белыми, но он остался. При занятии села Красной армией отец Николай не стал прятаться – он открыто ходил по селу в рясе, чем приводил в немалое изумление большевиков. Однако красноармейцы не стали его убивать, и он прослужил в селе еще десять лет.

30 декабря 1929 года в Ильинское из Перми приехал лектор-безбожник с докладом на тему «Был ли Христос?». В конце лекции он предложил своим слушателям немедленно закрыть храм, счи­тая, что аргументы его лекции – достаточное для того основа­ние. Отец Николай созвал приходское собрание, в котором участ­вовало около четырехсот человек, и оно постановило: храм на поругание не отдавать.

6 января 1930 года, перед самым Рождеством Христовым, священник Николай Гашев был арестован. Из Ильинского его привезли в Пермь и поместили в тюрьму в Разгуляе.

Свидетели, вызванные после его ареста в ОГПУ, показали, что отец Николай «вел агитацию среди верующих, говорил, что надо во что бы то ни стало отстоять церковь, призывал биться за нее с советской влас­тью до последней капли крови, указывая при этом на пример пер­вых христиан, принимавших смерть за веру… ходил по приходу с иконой Богоматери, говорил родителям, чтобы они не пускали де­тей в комсомол, потому что ничему хорошему их там не научат…»

В тюрьме отца Николая подвергали допросам, большей частью в ночное время. На все обвинения священник ответил: «По поводу предъявленных мне обвинений в антисоветской агитации заявляю, что я, как и всякий гражданин, отношусь к советской власти лояльно, но не отрицаю, что как свя­щеннослужитель должен был ревностно защищать веру Христову и показывать пример в этом своим прихожанам. Поэтому я, действительно, в церкви призывал прихожан укреплять веру Божию, молиться чаще, указывая на пример первых христиан, страдавших и подвергавшихся гонениям за свою великую преданность вере. Все мои беседы были исключительно религиозного характера. Каких-либо высказываний против советской власти в проповедях не допускал, церковную службу проводил по уставу, избегал вооб­ще каких-либо конфликтов с властями. Поэтому виновным себя в агитации против советской власти не признаю. Никаких бесед против советской власти не проводил и не устраивал никаких не­легальных собраний».

Сыну священника, Владимиру, разрешили свидание с ним в Пермской тюрьме. Отец Николай был тяжело болен и с трудом передвигался. Владимир, когда ехал на свидание, думал утешить отца. Но, увидев совершенно седого старика, который с трудом передвигал ноги, был потрясен и сам горько заплакал. Отец Николай стал его утешать, расспрашивал о матушке, о семье. В конце свидания он сказал: «Передай, что я чувствую себя хорошо. Ничего плохого, слава Богу, мне не сделали, и сделать не могут…»

16 февраля 1930 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ постановило выслать священника Николая Гашева на север Урала сроком на 3 года.

В ссылке его поместили в бараке, где условия жизни были близки к лагерным. Супруга отца Николая, Капитолина Андреевна, получила разрешение навестить батюшку в лагере. Начальник лагеря ее предупредил, что отец Николай очень плох, не сегодня-завтра умрет. И дал совет: «Если не хотите, чтобы старика бросили в общую яму, сегодня же закажите гроб и могилу…». Матушка сняла с мужа мерку для гроба, попрощалась с ним и после того, как священник скончался, проводила его в последний путь.

Умер отец Николай в ссылке в 1930 году.

Все знавшие отца Николая никогда и не верили, будто он в чем-то виноват. Всю свою жизнь он учил поступать по совести, по справедливости, любить Бога, хранить верность Православной Церкви. Именно это и привело его в те страшные годы к тюрьме и страдальческой смерти.[2]

Семья отца Николая многие годы жила в атмосфере страха. Но дети его, кроме рано умерших Сергея и Алексея, а также внуки выучились, стали достойными людьми. Особенно известны старший сын, Николай Николаевич Гашев, и внучка, Руфина Сергеевна Гашева. Первый – хирург, заслуженный врач РСФСР, участник Отечественной войны (фронтовой врач), Награжден высокими правительственными наградами. Руфина Сергеевна, будучи студенткой мехмата МГУ, ушла добровольцем на фронт, была штурманом эскадрильи 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка 325-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта.[3] За образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные мужество и героизм гвардии старшему лейтенанту Руфине Сергеевне Гашевой присвоено звание Героя Советского Союза.

Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года священник Николай (Гашев) прославлен в лике святых Новомучеников и Исповедников Российских.

Память совершается в первое воскресение после 25 января / 7 февраля.


[1] ГАПК, Ф. 195, оп. 1, д. 41, л. 8 об.– 9 об.; д. 45, л. 7 об.–9.

[2] «Православная Пермь», №3 (68), март 2003.

[3] Этот полк получил название от немцев «Ночные ведьмы». К декабрю 1944 года Руфина Гашева совершила 823 боевых вылета, нанеся противнику значительный урон в боевой технике и живой силе. Дважды была сбита вражескими зенитчиками. В 1952 году окончила Военный институт иностранных языков. Работала старшим преподавателем английского языка в Военной академии бронетанковых войск. С 1956 года – в запасе, в звании майора. Скончалась 1 мая 2012 года. Похоронена на Востряковском кладбище в Москве.