Николай (Бельтюков), протоиерей, священномученик († 17/30 декабря 1918)

Священномученик Николай (Николай Александрович Бельтюков), протоиерей Иоанно-Предтеченской церкви села Култаево Пермского уезда Пермской губернии

Родился 21 июля 1870 года в семье священника.

1 июня 1890 года окончил Пермскую Духовную семинарию.

С 16 октября 1891 года по 30 июня 1894 года преподавал Закон Божий в Земском училище Оханского уезда.

4 сентября 1894 года епископом Пермским и Соликамским Петром (Лосевым) рукоположен в сан священника к Николаевской церкви Осинского уезда.

С 4 сентября 1894 года по 2 июня 1895 год – заведующий и законоучитель Калиновской церковно-приходской школы.

2 июня 1895 года переведен в Иоанно-Предтеченскую церковь села Култаево Пермского уезда.

1 сентября 1895 года назначен законоучителем Култаевского земского училища.

С 24 августа 1895 года по 17 марта 1911 года – заведующий Больше-Савинской школы грамоты.

В 1906 году избран главой Култаевского церковно-приходского Попечительства.

С 4 июня 1906 года – председатель Комитета по постройке каменного храма в селе Култаево.

Известно, что 4 ноября 1907 года из церкви Белогорского подворья в Перми через Верхнемуллинское село в деревню Большое Савино был совершен крестный ход с иконой Святителя и Чудотворца Николая. Ответственным за проведение крестного хода являлся отец Николай Бельтюков.[1]

С 25 апреля 1908 года по 12 марта 1909 год священник Николай – член Комитета по постройке часовни в селе Чуваки.

С 18 июля 1900 года по 31 декабря 1911 год – духовник окружного духовенства.

С 17 март 1911 года – заведующий Кроховского отделения грамоты Больше-Савинской школы.

В 1912-1914 годах – духовник церквей: Юго-Камской, Култаевской, Верхне-Муллинской, Нижне-Муллинской, Ново-Ильинской, Усть-Качкинской, Гамовской, Мысовской, Стряпунинской и Жаковской.

4 мая 1914 года определен почетным попечителем Кроховского отделения Больше-Савинской церковной школы.

С 26 сентября 1910 года – член ревизионной комиссии по обревизиванию денежной кассы в Благочинии.

В 1912-1914 годах избран депутатом на Духовно-Училищный Окружной Съезд.

В 1912 году – секретарь Уездного предвыборного Комитета.

5 ноября 1913 года назначен помощником Благочинного первого округа Пермского уезда.

В сентябре 1914 года утвержден председателем Култаевского Приходского Попечительного Совета о семьях, «лица в которых призваны в действующую армию».  В Первую Мировую войну занимался сбором денежных средств для яслей детей воинов и беженцев. Состоял заведующим Братством Трезвости. Вел катехизические внебогослужебные беседы. В праздничные и воскресные дни служил в часовне села Мокино.

31 октября 1915 года назначен попечителем Больше-Савинской церковной школы.

1 августа 1917 года епископом Соликамским Феофаном (Ильменским) возведен в сан протоиерея.[2]

Протоиерей Николай Бельтюков награжден:

27 марта 1897 года – набедренником. В 1903 году – бархатной фиолетовой скуфьей. 6 мая 1913 года «за заслуги по Духовному ведомству» – золотым наперсным крестом от Священного Синода. 11 мая 1913 года «за отличное и внимательное отношение к Кроховскому Отделению школы» награжден Святой Библией от Священного Синода. 6 мая 1909 года – камилавкою. Ко дню Святой Пасхи 1917 года – Архипастырским благословением с выдачею грамоты. Награжден медалью и знаком в память 300-летия Царствования Дома Романовых.

Начавшаяся после октябрьской революции гражданская война с лета 1918 года приобрела всеобщий характер. Толчком явилось выступление чехословацкого корпуса, возмущение крестьян, недовольных политикой советской власти и мобилизацией молодежи в Красную армию.

Для борьбы с чехословаками и частями Сибирской армии Вре­менного сибирского правительства в середине мая 1918 года создается Восточный фронт. Пермская губерния в конце мая – начале июня 1918 года оказалась в эпицентре Гражданской войны.

Тогда же большевики стали применять методы массового террора, ибо только с помощью насилия могли сохранять свою власть. Вожди пролетариата неистовствовали, требуя ужесточать действия по подавлению непокорных.

Несмотря на все усилия большевиков, 25 июля красными был оставлен Екатеринбург. В августе-сентябре развернулись упорные бои на Кунгурском и Лысьвенском направлениях. Но попытка прорыва Белой армии на Пермь через Кунгур была отражена, чему в определенной мере способ­ствовал выход в районе Кунгура сводного отряда красных войск под командованием В. К. Блюхе­ра.

В ноябре 1918 года для большевиков резко ос­ложнилось положение на Южном фронте, в связи с чем внима­ние к Восточному фронту было ослаблено. Этим обстоятельством воспользовался А. В. Колчак, который повел активную подготовку к наступлению.

29 ноября 1918 года белые начали Пермскую операцию. 9 декабря колчаковские войска заняли Лысьву, 15 декабря корпус Пепеляева, преследуя 3-ю Красную армию, занял станции Чусовскую и Калино. Красные войска оказались рассечены: часть отступала на Пермь, а часть – на северо-запад Чердынского уезда. 21 декабря колчаковцы взяли Кунгур.

9 / 22 декабря 1918 года Пермский революционный комитет издал приказ «Об усилении борьбы с контрреволюцией», объявив военное положение. Врагами революции объявлялись «бывшие офицеры, попы, сынки буржуазии, студенты, гимназисты и прочие контрреволюционные элементы». Перед сдачей красными Перми прокатилась масштабная волна репрессий против духовенства.

В исторических источниках, связанных с так называемой «Пермской катастрофой»[3], село Култаево упоминается неоднократно в связи с отступлением красных по Казанскому тракту в направлении поселка Юго-Камского. Установить детально, какие события происходили в Култаево в связи с боевыми действиями и сопровождавшим их красным террором довольно сложно. Можно привести лишь некоторые известные факты.

10 / 23 декабря в Мотовилиху[4], где ожидалось наступление белых, был отправлен ударный батальон «Красных орлов». В Перми находилось еще несколько воинских подразделений Красной армии. 11 / 24 декабря белые начали наступление на Мотовилиху. Командир батальона позвонил командиру 3-й бригады 29-й дивизии Степану Окулову и попросил помощи. Степан Акимович ответил комбату: «Я немедленно с тысячью человек приду. Держитесь, товарищи!»

Собрав свою тысячу, Окулов немедленно выехал. Но не в Мотовилиху, а в Култаево (в противоположную сторону), захватив деньги и продукты. После Гражданской войны Степан Окулов вспоминал: «Вдруг полетели снаряды от Красных казарм в сторону Камы. Люди наполнили военкомат и находились в панике. …Я дал приказ отступать по Казанскому тракту».

11 / 24 де­кабря части корпуса генерала Пепеляева захва­тили Пермь. К вечеру почти весь город был в руках колчаковцев. Подробности взятия губернской столицы колчаковцами описаны в издававшейся в это время газете «Свободная Пермь»:

«Белые подошли к Перми с юго-восточной стороны в ночь с 23 на 24 декабря. Солдаты вошли в город по Соликамской и Верхотурской улицам и двинулись в направлении станции Пермь-I и красных казарм, где окружили и захватили три батареи. Застигнув красноармейцев врасплох, белые взяли в плен около 4 тысяч солдат. На улицы, очищенные от большевиков, толпами выходили люди, которые поздравляли друг друга, «как в Светлое Христово Воскресенье»».

Село Култаево в это время также оказалось в зоне боевых действий. Известно, что в  последние дни декабря 1918 года в Култаево стоял Белорецкий полк 30-й дивизии 3-й Красной армии[5]. Также от Перми с утра 10 / 23 декабря через Ергач, Кукуштан, Юг, Мулянку, Култаево и далее на Юго-Камск отступала 6-я бригада 30-й дивизии.

Кроме того и другие части Красной армии шли в сторону поселка Юго-Камского, (расположен в 34-х километрах от Култаево) по Казанскому тракту, останавливаясь по ходу передвижения в селах и деревнях.

По рассказам жителей села Култаево и деревень Шумки и Кичаново известно, что большевики зверски расправлялись с местным населением. Так в Култаево, в доме Анастасии Бурыловой красные устроили штаб. Рядом с хозяйской оградой находился большой конный двор, где красноармейцы секли шашками и расстреливали невинных людей. Однажды, зайдя в этот двор, хозяйка увидела накрытые брезентом трупы людей. По ночам их увозили за селение, сбрасывали в окопы вдоль тракта и присыпали землей.

Люди жили в страхе за свою жизнь. Власть часто переходила от красных к белым и обратно.

15 / 28 декабря 1918 года, когда под натиском колчаковской армии красные уходили из села, ими был жестоко убит настоятель Иоанно-Предтеченского храма протоиерей Николай Бельтюков[6]. Перед тем, как расправиться с отцом Николаем, палачи водили его из деревни в деревню, подгоняя ударами сабель и штыков. Когда истекающий кровью батюшка обессилил и упал на землю, его добили ударами прикладов в лицо. Тело отца Николая больше недели лежало в снегу, пока его не обнаружили крестьяне.

Похоронили отца Николая в ограде построенной им Иоанно-Предтеченской  церкви села Култаево. В метрической книге храма за 1918 год записано: «Настоятель сей церкви протоиерей Николай Александров Бельтюков, 49 лет. Убит 15 декабря. Погребен 23 декабря»[7].

Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года протоиерей Николай (Бельтюков) прославлен в лике святых Новомучеников и Исповедников Российских.

Память совершается 17 / 30 декабря.

Святые мощи священномученика Николая Бельтюкова обретены 7 августа 2018 года.


[1] ГАПК, Ф. 412, оп. 1, д. 148, л. 362.

[2] ГАПК, Ф. 195, оп. 1, д. 25, л. 61 об.–66 об.

[3] 24 декабря 1918 г. в результате наступления колчаковских войн под руководством генерала А. Н. Пепеляева Пермь оказалась под властью белых. Это событие вошло в историю гражданской войны под названием «Пермской катастрофы». В городе были восстановлены органы управления, вновь начала действовать земская управа, издавался ряд белогвардейских газет.

[4] Мотовилиха исторически является промышленным районом, который развивался как заводской поселок рядом с чиновничьей Пермью. В настоящее время – Мотовилихинский район г. Перми.

[5] А. Федоров. Пермская катастрофа и контрнаступление Восточного фронта. С. 113. М. 1939 г.

[6] Свободная Пермь. 1919 г., № 11, 11 января; Освобождение России. 1919 г., № 17.

[7] ГАПК. Ф.719.Оп.1.Д.492б_Л.171об.-172