Священномученик Лев (Лев Ефимович Ершов), священник Свято-Троицкого собора города Красноуфимска Пермской губернии
Родился 12 февраля 1867 года в городе Красноуфимске Пермской губернии в семье купца 2-й гильдии. Семья была старообрядческой, принадлежала к федосеевскому согласию. Грамоте юноша обучался в Красноуфимском городском 2-х классном училище (при новообрядческом храме), которое окончил в 1881 году, а основы веры ему преподавали местные наставники. По окончании училища он начал заниматься торговым делом. Лев полюбил чтение святоотеческих и богослужебных книг, отдавая ему все свободное время. Обладая большими познаниями в вероучении раскольников, он пользовался среди них уважением и был начетчиком в федосеевской секте. Лев нередко вступал в прения со священниками Православной Церкви, ревностно защищая старообрядчество. В Перми он посещал Духовную семинарию, где во время практических занятий по обличению раскола в присутствии миссионера дискутировал с семинаристами, удивляя всех богатыми знаниями. Современный исследователь отмечает: Ершов был «одним из самых грамотных и деятельных членов федосеевской общины в Красноуфимске».[1]
Со временем глубокое изучение святоотеческой традиции привело молодого старообрядца к осознанию неправоты раскола. В праздник Сретения Господня 1894 года, в Иоанно-Богословской церкви Пермской Духовной семинарии Лев Ефимович был присоединен к Православной Церкви через таинство Миропомазания. Чин присоединения совершил епископ Пермский и Соликамский Петр (Лосев), за несколько месяцев до этого присоединивший к Церкви Василия Коноплева – будущего архимандрита Варлаама, настоятеля Николаевского Белогорского монастыря. Больше года Лев Ершов прожил в Белогорской обители у отца Варлаама, участвуя в миссионерской деятельности насельников монастыря.
23 ноября 1896 года он был рукоположен во священника и определен к красноуфимскому Свято-Троицкому собору.
В 1897 году отец Лев был переведен в Свято-Троицкий собор города Красноуфимска. В 1901 году «за заслуги по духовному ведомству» награжден набедренником. Вместе с исполнением своих пастырских обязанностей батюшка начал трудиться и на миссионерском поприще: сначала как противораскольнический миссионер по Красноуфимскому уезду, а в 1903 году назначен на должность Кунгурского уездного миссионера с оставлением обязанностей миссионера по Красноуфимскому уезду. Будучи прекрасным знатоком старообрядчества, отец Лев весьма успешно занимался миссионерской деятельностью, в связи с чем советом Пермского епархиального братства святителя Стефана ему была объявлена «глубокая благодарность за выдающуюся деятельность на миссионерском поприще». С 5 апреля 1904 года он исполнял должность Епархиального миссионера.
В 1914 году «во внимание к выдающейся миссионерской деятельности» священник Лев Ершов был избран почетным членом братства святителя Стефана и святых его преемников: Герасима, Питирима и Ионы.
Не менее активной и успешной была деятельность отца Льва как педагога. В течение более чем десяти лет он являлся заведующим церковно-приходской школы Красноуфимска. В 1905 году за пожертвования на нужды школы отцу Льву было преподано Архипастырское благословение с выдачей грамоты. Кроме Красноуфимской школы, он преподавал Закон Божий в Красноуфимском Кирилло-Мефодиевском училище и в училищах двух соседних сел. В 1910-1914 годах преподавал Закон Божий также в двухклассном женском училище Красноуфимска. В 1911 году был назначен членом Красноуфимского уездного отделения епархиального училищного совета. В то же время, в 1910-1913 годах, отец Лев дважды избирался кандидатом в депутаты на епархиальные училищные съезды. Имел он и серебряную медаль на двойной Владимирской и Александровской ленте – в память 25-летия церковных школ.
Помимо незаурядных способностей к миссионерской и преподавательской деятельности отец Лев отличался духовной рассудительностью, благодаря чему духовенство Пермской епархии неоднократно избирало его на должность духовника. Так, в 1904 году он был назначен духовником 1-го благочиннического округа, а через несколько лет, в 1910 году, единогласно избран духовником благочиннического округа Красноуфимска.
В том же году, согласно желанию духовенства, отец Лев был утвержден членом ревизионной комиссии, а спустя три года – в должности депутата на епархиальные съезды духовенства. Кроме того, в 1910-1916 годах состоял членом благочиннического совета.
В переломный для России 1917 год священник Лев Ершов был уже 50-летним маститым пастырем, имел многие награды и пользовался уважением духовенства и паствы Пермской епархии.
Летом 1918 года по всему Уралу начались массовые крестьянские выступления против власти большевиков. Это было вызвано как грабежом крестьян со стороны продотрядов и запретом на свободную торговлю, так и насильственной мобилизацией в части Красной армии. Не остался в стороне от этих волнений и Красноуфимский уезд, где доминировало резко отрицательное отношение к большевикам.
В первых числах июля 1918 года в Красноуфимском, Кунгурском и Осинском уездах красными была объявлена мобилизация. Все крестьяне этих уездов, кроме некоторых деревень Шляпниковской волости Кунгурского уезда, отказались дать большевикам солдат. В ответ на что было издано распоряжение – беспощадно расстреливать всех, кто не желает повиноваться. В Красноуфимском уезде началось массовое волнение. В селе Большие Ключи был создан военный штаб и началось формирование Народной армии. В селе Ачит, являвшемся политическим и экономическим центром крестьянской части уезда, также прошла мобилизация всех мужчин до сорока пяти лет в ряды Народной армии. Крестьянское восстание в течение нескольких дней охватило почти весь уезд. Восставшие двинулись к Красноуфимску, в шести верстах от которого произошло первое, успешное для них, сражение. Однако у крестьян не хватало оружия, вскоре они вынуждены были отступить обратно к Ачиту, а затем по направлению к Екатеринбургу.
Подавляя восстание, красноармейцы учиняли массовые аресты и расстрелы, против которых безбоязненно высказывался священник Лев Ершов.
30 августа 1918 года, в день престольного праздника, в красноуфимскую Александро-Невскую церковь во время Божественной литургии ворвались красноармейцы и открыли беспорядочную стрельбу. Расталкивая молящихся, они пошли к алтарю, чтобы арестовать отца Льва. Священник обещал солдатам пойти с ними, но просил позволить ему окончить Литургию. После того как прихожане приложились ко кресту, священник пошел к выходу. Один из красноармейцев стал срывать с него наперсный крест, другой начал бить, дергать за бороду. Батюшку буквально выволокли из храма.
На паперти отец Лев увидел священника из Верх-Суксунского села Александра Малиновского, окруженного красноармейцами. Иереи хотели обняться, но это разозлило красноармейцев, и они стали бить их прикладами винтовок по голове. Затем обоих священников заключили в красноуфимскую тюрьму.
Сохранились воспоминания одного из узников, находившихся в то время в одной тюремной камере вместе с отцом Львом и отцом Александром. «…Я был отвезен в местную тюрьму, – рассказывал он. – Дни потянулись обычным тюремным порядком: скучно, медленно и монотонно… В ночь на 1 сентября (н. с.) большевистский улов дал сразу несколько десятков человек, и камеры снова загудели…
В ночь на 2 сентября… были расстреляны… сидевшие в нашей камере: офицеры – Скорняков, Васев и Никифоров, и два священника – Малиновский и Ершов.
Утром 2 сентября мы уже знали подробности казни. Оказалось, что, выведя приговоренных из камеры, их сковали друг с другом по два и по три человека и расстреляли за городом в так называемом Холодном логу».
24 сентября, после вступления в Красноуфимск частей Белой армии, оба убиенных иерея, отец Лев Ершов и отец Александр Малиновский, были с честью отпеты в Свято-Троицком соборе и погребены в одном широком гробу у его апсиды.
Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года священник Лев (Ершов) прославлен в лике святых Новомучеников и Исповедников Российских от Пермской епархии.
21 июля 2002 года, в день Казанской иконы Божией Матери, у Свято-Троицкого собора Красноуфимска было вскрыто захоронение и обретены честные мощи священномучеников.
Открылась кирпичная кладка склепа, был обнаружен широкий гроб, в котором покоились останки двух священнослужителей. Мощи отца Льва Ершова находились у северной стены склепа. Исследования честных останков священника показали: лучезапястный сустав левой руки оказался раздроблен, грудная клетка и правый висок повреждены – видимо, перед смертью отца Льва избивали. Сохранились пряди седых волос и бороды, части ризы, позеленевшей от окисления медных нитей. Были найдены также Евангелие, деревянный наперсный крест с инкрустацией и серебряный нательный крестик.
Мощи священномученика Льва открыты для поклонения в Свято-Троицком соборе города Красноуфимска.[2]
Память совершается 20 августа / 2 сентября.
[1] С. А. Белобородов. «Австрийцы» на Урале и в Западной Сибири (Из истории Русской Православной Старообрядческой Церкви — белокриницкого согласия). Сборник «Очерки истории старообрядчества Урала и сопредельных территорий», Уральский государственный университет, 2002 г. Интернет-публикация:
http://virlib.eunnet.net/books/oldb3/chapter4/text.html
[2] Использован материал сайта Пермской епархии и страница в Базе данных ПСТГУ.