Преподобоисповедник Кукша Новый (Косьма Кириллович Величко), схиархимандрит
Канонизирован Священным Синодом Украинской Православной Церкви 10 апреля 1994 года. А также в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских.
Родился 12 января 1875 года в селе Арбузинка Херсонского района Николаевской губернии у благочестивых родителей Кирилла и Харитины и наречен был во святом крещении Косьмою. С малых лет мальчик возлюбил молитву и уединение.
В 1895 году Косьма отправился с паломниками в Святую Землю. Прожив в Иерусалиме полгода, осмотрев в Палестине все святые места, на обратном пути он посетил Святую гору Афон. Здесь в его душе с особой силой возгорелось желание монашеского жития. Косьма, однако, прежде вернулся домой, чтобы испросить на то благословение родителей. Мать с радостью и благодарением к Богу приняла решение сына, отца же пришлось долго уговаривать, слезно умолять, прежде чем он отпустил свое чадо. Напутствуя в дорогу, мать благословила Косьму Казанской иконой Божией Матери. С этой иконой Преподобный не расставался всю свою жизнь, ее положили ему во гроб после кончины.
В 1896 году Косьма прибыл на Афон и поступил послушником в Русский Свято-Пантелеимоновский монастырь. Здесь он ревностно исполнял возложенное на него послушание просфорника.
В 1897 году мать Косьмы, Харитина, направлялась в паломничество в Святую Землю. Когда корабль с путешественниками сделал остановку у берегов Афона, Харитина письменно просила настоятеля монастыря благословить Косьму посетить Святую Землю. Благословение было получено – так родительница еще раз увидела сына. За полгода они посетили все святые места Палестины, затем Косьма вернулся на Афон.
Но через год он был вновь отправлен в Святой Град Иерусалим – в порядке очередности нести послушание у Гроба Господня.
Вернувшись через полтора года на Афон, Косьма стал исполнять послушание гостинника в гостинице для паломников: он должен был всех встречать, кормить, упокаивать и провожать.
28 марта 1902 года послушник Косьма принял иноческий постриг с именем Константин, а 23 марта 1905 года – пострижен в монашество и наречен Ксенофонтом.
Гостинником отец Ксенофонт трудился в продолжение 11 лет: «до двенадцати часов на послушании, а в первом часу ночи бежал в пустынь за три километра к своему духовному отцу, старцу Мелхиседеку, учиться Иисусовой молитве». Под руководством Старца монах Ксенофонт в недолгое время преуспел в духовном делании и стяжал монашеские добродетели.
На Старом Афоне он прожил семнадцать с половиной лет. До 1913 года был монахом пустыни Фиваиды Свято-Пантелеимоновского монастыря.
В 1912-1913 годах на Афонской горе возникла смута, связанная с имяславием. Из-за нестроений греческие власти потребовали выезда с Афона многих русских монахов, в том числе и будущего святого. «Так Богу угодно, чтобы ты жил в России. Там тоже надо помогать людям спасаться», – сказал перед расставанием Старец.
По разрешению митрополита Киевского и Галицкого Флавиана с конца сентября 1913 года отец Ксенофонт был принят на временное послушание в странноприимницу Киево-Печерской Лавры.
Во время Первой Мировой войны вместе с другими монахами он нес послушание брата милосердия в санитарном поезде, ходившем по линии Киев – Львов. Отец Ксенофонт ухаживал за тяжело раненными солдатами, некоторые из них были без рук и без ног, ему приходилось переносить их на себе. В это время бывший афонский инок проявил свои душевные качества и христианские добродетели: терпение, сострадание и любовь в служении тяжелобольным и страждущим.
В 1918 году, по возвращении в Лавру отец Ксенофонт нес послушание в лаврской хлебне, а в 1919 году переведен в Дальние Пещеры в качестве сторожа.
Он очень желал принять великую схиму, но по молодости лет отцу Ксенофонту отказывали. Как-то, переоблачая мощи в Дальних Пещерах, он взмолился святому схимнику Силуану о том, чтобы принять схиму. И вот в 56-летнем возрасте отец Ксенофонт неожиданно тяжело заболел, как думали, безнадежно. 8 апреля 1931 года его, умирающего, постригли в великую схиму и нарекли в честь священномученика Кукши, чьи мощи покоятся в Ближних Пещерах. Вскоре после пострига отец Кукша стал поправляться и вскоре совсем выздоровел.
До марта 1933 года он занимается печением просфор для Свято-Ольгинской церкви города Киева. Это были годы жестоких гонений на Православную Церковь. Когда Лавры коснулась волна самосвятских расколов, отец Кукша явил пример сыновней верности канонам Матери-Церкви.
3 апреля 1934 года отец Кукша был рукоположен в сан схииеродиакона, а 3 мая того же года – во схииеромонаха.
После закрытия Киево-Печерской Лавры до 1938 года служил псаломщиком, затем священником церкви в Воскресенской Слободке, едва ли не единственной в Киеве, где совершалась Божественная Литургия.
28 апреля 1938 года иеросхимонах Кукша был арестован IV отделом УГБ управления НКВД СССР по Киевской области. Как «служителя культа», его приговорили к пяти годам концлагерей и отправили в Соликамский лагерь, в отделение Вильма Молотовской области.
Так, в возрасте 63 лет Батюшка оказался на изнурительных лесоповалочных работах. Труд был очень тяжелым, особенно в зимнее время, в лютые морозы, в снегу. Работали по 14 часов в сутки, получали по 400 граммов хлеба и «баланду», в которую иногда клали по маленькому кусочку мяса. Но всегда содержа в своей памяти, что «многими скорбями подобает нам внити в Царство Небесное» (Деян. 14:22), отец Кукша, укрепляемый благодатью Божией, не только терпеливо и благодушно переносил страдальческую жизнь, но всегда духовно укреплял окружающих.
В то время в Киеве проживал в полузатворе схиархиепископ Антоний (Абашидзе), он хорошо знал и ценил отца Кукшу. Однажды Владыка вместе с сухариками смог передать в лагерь Преподобному 100 частиц сухих Даров, чтобы Батюшка Ими причащался. Но отец Кукша не мог один потреблять Святые Дары – ведь вместе с ним в лагере содержалось много духовенства и монашествующих, лишенных этого утешения.
«Я сказал некоторым священникам, – вспоминал он впоследствии, – что получил Святые Дары. Верующие с большой осторожностью оповестили «своих», чтобы те в назначенный день в определенном месте незаметно для конвоя готовы были принять святое Причастие. Мы сделали из полотенец епитрахили, нарисовали на них карандашом кресты. Прочитав молитвы, благословили и одели на себя, спрятав под верхнюю одежду. Священники укрылись в кустарнике. Монашествующие по одному подбегали к нам, мы быстро накрывали их епитрахилями-полотенцами и читали разрешительную молитву. Так в одно утро по дороге на работу причастилось сразу сто человек. Как они радовались и благодарили Бога за Его великую милость! Для некоторых это было последнее в жизни причастие.
В лагере от изнурительной работы и плохого питания многие заболевали дизентерией и умирали. Заболел и отец Кукша. Его положили в лагерную больницу. Питание скудное, лечения почти никакого. Батюшку уже перевели в палату смертников. Но на врачебном обходе молодой врач-киевлянин, узнав, что отец Кукша – его земляк, стал лично лечить его: приносил пищу, лекарства. Через два месяца Батюшка поправился и выписался из больницы.
Еще отец Кукша вспоминал: «Это было на Пасху. Я был такой слабый и голодный – ветром качало. А солнышко светит, птички поют, снег уже начал таять. Я иду по зоне вдоль колючей проволоки, есть нестерпимо хочется, а за проволокой повара носят из кухни в столовую для охранников противни с пирогами. Над ними вороны летают. Я взмолился: «Ворон, ворон, ты питал пророка Илию в пустыне, принеси и мне кусочек пирога». Вдруг слышу над головой: «Кар-р-р!», – и к ногам упал пирог, – это ворон стащил его с противня у повара. Я поднял пирог со снега, со слезами возблагодарил Бога и утолил голод».
5 мая 1942 года отец Кукша был освобожден из лагеря и сослан на пять лет в одно из сел близ города Кунгура. Приехав на место, он стал искать приюта. Зашел в один дом. Там жила большая семья: старик, невестка и пятеро детей (пятый – грудной, и муж на фронте). Попросился на квартиру. Вся семья сидела за столом, обедала. Старик сказал, что у них тесно, в одной комнате неудобно будет жить, но пригласил пообедать. Отец Кукша помолился и благословил пищу. Старик, узнав, что он – священник, притащил со двора доски и стал немедленно отгораживать в избе для него келью, в которой отец Кукша и прожил все пять лет. Из Киева ему присылали посылки, помогали и местные жители. Иногда удавалось по благословению Архиерея послужить в церкви соседнего села.
В 1947 году срок ссылки подошел к концу. За отцом Кукшой приехала матушка Херувима и увезла его в Киев. В начале июня этого года батюшка вернулся в Киево-Печерскую Лавру, где в 1948 году был возведен в сан схиигумена.
Закаленный в горниле страданий, отец Кукша взял на свои плечи подвиг старчества. Он был великим прозорливцем. Многие шли к нему, чтобы рассказать о своих скорбях и спросить совета, а он, не дожидаясь объяснений, уже встречал человека нужным словом или советом. Исповедовать приходящих было его основным послушанием. Своей молитвой он многих исцелял от душевных и телесных недугов. К Старцу тянулись люди из всех уголков страны. КГБ следило за ним, как за опасным «идеологическим элементом». Духовной власти было приказано переместить его из Киева куда-нибудь подальше, в глухое место.
В 1953 году отца Кукшу перевели в Свято-Успенскую Почаевскую Лавру. Здесь он нес послушание предстоятеля у чудотворной иконы Почаевской Божией Матери и на протяжении трех лет совершал раннюю Литургию в Пещерном храме.
Духовная дочь Старца рассказывала, как однажды, во время совершения отцом Кукшей Божественной литургии, она видела в алтаре пещерного храма благолепного мужа, ему сослужащего. Когда она сказала об этом отцу Кукше, тот ответил, что это был преподобный Иов Почаевский, который всегда служит вместе с ним. И строго приказал никому не открывать этой тайны до его смерти.
Так протекала жизнь Старца в Почаевской обители, но враг рода человеческого и здесь воздвиг гонения на Преподобного. Чтобы обезопасить отца Кукшу от нападок со стороны ненавистников, епископ Черновицкий Евмений в 1957 году перевел его в Свято-Иоанно-Богословский монастырь села Крещатик Черновицкой епархии. Жизнь в этой обители была тихой и простой, братии очень мало.
С прибытием отца Кукши жизнь в монастыре существенно изменилась. Люди узнали, где находится Старец, началось паломничество. Бедный и безвестный монастырь стал многолюдным, знаменитым и обеспеченным.
Но в 1960 году туда переселили монахинь из расформированного Черновицкого Свято-Введенского женского монастыря, и отец Кукша вынужден был переехать в Одесский Свято-Успенский монастырь, при Патриаршей даче. Тогда же Старец был возведен в сан схиархимандрита. Ему было дано послушание исповедовать народ и вынимать в алтаре на проскомидии частицы из просфор. Причащался он каждый день, очень любил раннюю Литургию. Говорил: «Ранняя Литургия – для подвижников, поздняя – для постников».
В монастыре все любили и уважали отца Кукшу, но благочинный, архимандрит Филипп, притеснял и уничижал Старца. Он подселил к нему «келейника» (видимо, по указанию властей), который следил за каждым шагом отца Кукши и обо всем доносил отцу Филиппу. Одно время благочинный даже самолично запирал отца Кукшу, чтобы к нему никто не входил и не общался с ним. Старец безропотно нес свой крест. Он говорил: «Монахи не жалуются и не оправдываются».
Но, несмотря на запрет властей посещать отца Кукшу, люди и здесь не лишились его духовного окормления. Старца очень любил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий I, который каждый год летом приезжал в Одесский монастырь. Святейший всегда приглашал Преподобного «на чашку чая», любил беседовать с ним, спрашивал, как было в Иерусалиме и на Афоне в прежние времена.
Отец Кукша стал восприемником при монашеском постриге Блаженнейшего митрополита Киевского Владимира (Сабодана).
В октябре 1964 года Старец заболел: в приступе злобы келейник ночью выгнал его раздетым из кельи. Блуждая в темноте, отец Кукша упал в яму, повредил ногу и так пролежал до утра. Только на рассвете монахи, шедшие на службу в храм, услышали его слабые стоны и вытащили из ямы. Старец заболел двусторонним воспалением легких. Несмотря на старания близких, он так и не оправился от болезни. 24 декабря 1964 года преподобный Кукша скончался.
Блаженный подвижник предвидел свою кончину. Духовная дочь старца схимонахиня А. вспоминала: «Батюшка иногда говорил: «90 лет – Кукши нет. Хоронить-то как будут! Быстро-быстро, возьмут лопаточки и закопают»». Слова его исполнились в точности.
Власти, боясь большого стечения народа, препятствовали тому, чтобы Батюшку погребли в монастыре, а требовали совершить погребение на его родине. Но наместник монастыря мудро ответил: «У монаха родина – монастырь». Власти дали на погребение 2 часа. Упокоился Старец в 2 часа ночи, а в 2 часа пополудни того же дня над могильным холмиком уже возвышался крест.
Скончался отец Кукша немного не дожив до 90 лет.
Почитание преподобного Кукши началось сразу после его кончины.
29 сентября 1994 года было совершено обретение честных останков старца. Священным Синодом Украинской Православной Церкви 4 октября 1994 года схиархимандрит Кукша (Величко) причислен к лику святых.
Честные мощи преподобного Кукши Одесского находятся в Успенском храме Одесского монастыря.
Память совершается 16 / 29 сентября – день обретения мощей; 11 / 24 декабря – день кончины; в Соборах Новомучеников и Исповедников Российских, Галицких, Киевских и Одесских святых.