Константин (Широкинский), иерей, священномученик († 21 сентября/4 октября 1918)

Родился 6 июня 1871 года в селе Беляевке Новоузенского уезда Самарской губернии в семье священника.

10 июня 1891 года окончил Самарскую Духовную семинарию и с 10 июня того же года утвержден в должности надзирателя Бугурусланского Духовного училища, в которой состоял по 29 августа 1892 года.

14 ноября 1890 года посвящен в стихарь.

29 августа 1892 года епископом Самарским Владимиром (Богоявленским) рукоположен в сан диакона, а на следующий день – в сан священника к Михайло-Архангельской церкви села Ефремо-Зыкова Бугурусланского уезда.

19 января 1900 года по прошению прихожан и согласно своему желанию переведен в Уфимскую епархию к церкви Святого Исидора при станции Давлеканово Самаро-Златоустовской железной дороги Белебеевского уезда.

20 января 1902 года по своему прошению вновь переведен из Уфимской в Самарскую епархию к Александро-Невской церкви села Абдулина Бугурусланского уезда.

23 апреля 1909 года по собственному прошению переведен в Свято-Троицкую церковь села Гавриило-Архангельского Бугурусланского уезда.

Проходил должности:

С 20 августа 1892 года по 30 августа 1899 года – законоучителя земского начального училища в селе Ефремо-Зыкове.

С 10 октября 1894 года по 19 декабря 1900 года – заведующего и законоучителя им открытых Зыковской церковно-приходской школы и Авдеевской и Сорокинской церковных школ грамоты. Кроме того в этот период являлся заведующим им же открытой народной читальни в селе Ефремо-Зыкове.

С 19 декабря 1900 года по 19 января 1902 года – заведующего и законоучителя двух церковных школ при станции Давлеканово – мужской и женской, им открытых.

С 20 января 1902 года по 1 сентября 1904 года – заведующего и законоучителя Александро-Невской одноклассной церковно-приходской школы и Яковлевской церковной школы грамоты.

С 20 января 1902 года по 31 декабря 1904 года – заведующего и законоучителя Абдулинской железнодорожной одноклассной церковно-приходской школы.

С 1 января 1905 года по 1 января 1907 года – законоучителя той же двухклассной Абдулинской школы.

С 1 января 1907 года по 23 апреля 1909 года – законоучителя Абдулинской двухклассной школы Министерства народного просвещения;

С 1 сентября 1908 года по 23 апреля 1909 года – законоучителя Абдулинской частной смешанного типа прогимназии.

С 23 апреля 1909 года по 20 января 1915 года – заведующего и законоучителя Гавриило-Архангельской церковно-приходской школы;

С 11 ноября 1894 года по 19 декабря 1900 года – заведующего народной читальней в селе Ефремо-Зыкове, им открытой с утверждения Епископа Гурия.

С 19 декабря 1900 года по 19 января 1902 года являлся заведующим и законоучителем им открытых двух церковных школ при станции Давлеканово, мужской и женской, а так же был заведующим народной читальней при станции Давлеканово.

Со 2 сентября 1897 года – помощника наблюдателя церковно-приходских школ 7-м округе Бугурусланского уезда.

Со 2 сентября 1897 года по 27 августа 1898 года – в должности помощника благочинного 7-го округа Бугурусланского уезда, каковую оставил по своему желанию.

С 20 января 1902 года по 23 апреля 1909 года – в должности благочинного 7-го округа Бугурусланского уезда.

С 29 апреля 1909 года по 20 января 1915 года – в должности благочинного 9-го округа Бугулукского уезда.

18 января 1915 года принят в Пермскую епархию на священническую вакансию к Свято-Троицкой церкви Перми.[1]

С 1 апреля 1915 года по 1 октября 1917 года состоял членом Пермской Духовной Консистории.[2]

Проходил должности:

С 20 января 1915 года по 1 сентября 1917 года – законоучителя Константиновской церковно-приходской школы.

С 1 сентября 1915 года по 1 сентября 1917 года – законоучителя Пермского 2-х классного Министерского мужского училища.

С 10 октября 1916 года – законоучителя Пермского Речного училища;

С 1 сентября 1917 года – законоучителя Константиновского женского училища Министерства народного просвещения.

Награжден:

7 августа 1897 года «За отлично-ревностную службу церкви Божией» – набедренником.

20 июня 1898 года «За усердие и ревность в деле благоустроения церковных школ в приходе села Ефремо-Зыкова» – Библией от Святейшего Синода.

20 июня 1900 года «За отлично-ревностную службу церкви Божией» награжден скуфьей.

23 апреля 1901 года за полезное служение церкви Божией и приходу почтен прихожанами села Ефремо-Зыкова святой иконой Спасителя и адресом.

24 ноября 1902 года за то же почтен прихожанами села Давлеканова святой иконой Святителя Николая Чудотворца.

23 апреля 1909 года за то же почтен прихожанами села Абдулина святой иконой Божией Матери и адресом.

26 ноября 1909 года почтен святой иконою Спасителя от духовенства 7 округа Бугурусланского уезда.

25 июля 1903 года за усердную и плодотворную деятельность на пользу церкви и миссионерскую деятельность среди секты «Нового Израиля» баптума и молоканства награжден Архипастырским благословением с выдачей грамоты.

В 1904 году «За отлично-ревностную службу Божию» награжден камилавкой.

6 мая 1912 года «За отлично-ревностную службу церкви Божией» – золотым наперсным крестом от Святейшего Синода.

1 апреля 1914 года за то же почтен прихожанами села Гавриило-Архангельского золотым наперсным крестом и адресом.

3 февраля 1915 года «За 13-и летнее подряд прохождение должности Благочинного» – орденом Св. Анны 3-й степени.

В семье отца Константина были жена, Серафима Ивановна, и девять детей.[3]

28 августа 1918 года отец Константин был арестован и заключен в исправительное арестантское отделение вместе со священником Свято-Троицкой (Слудской) церкви Евгением Будриным. Арест их был ответом на «…покушение на Членов Чрезвычайной Комиссии, в тот момент, когда они возвращались из тюрьмы после допроса заключенных», к которому ни тот ни другой священник не имели никакого отношения.

По свидетельству наблюдателей 8-го квартала, где проживала семья отца Константина, «у священника Широкинского была больная жена и 4 детей в возрасте до 16 лет». 28 сентября 1918 года в Пермский ГубЧК поступило заявление от градо-Пермского духовенства за подписью 33-х священников, дьяконов, псаломщиков, в котором говорилось: «Настоящим просим Пермский Губернский чрезвычайный комитет разрешить нам взять на поруки арестанта священника Константина Широкинского, так как его отсутствием тягота службы в его обширном приходе ложится тяжелым бременем на его сослуживцев, обязанных притом обеспечивать полным содержанием семью заключенного».

От детей отца Константина в Пермский ГубЧК поступило три письма, в которых они просили «освободить от ареста кормильца и отца – Константина Григорьевича Широкинского ради голодных детей и больной матери».

Сами же арестованные священники Евгений Будрин и Константин Широкинский 30 августа написали прошение, в котором говорилось: «…Мы просим вызвать нас на допрос, по возможности, в первую очередь, и освободить нас на том основании, что

1) никаких контрреволюционных выступлений против Советской власти мы не делали,

2) за выбытием нас из прихода, для отправления приходских богослужений и треб священников более не осталось, поэтому обычный строй приходской жизни сам собой нарушается».

В документах колчаковской комиссии по расследованию преступных деяний большевиков и их сотрудников существуют показания преподавателя 2-й мужской гимназии города Перми – Богословского Павла Степановича, касающиеся священника Константина Широкинского:

«Тогда же были арестованы еще некоторые из Пермскаго духовенства. Так как эти духовныя лица… арестованные в ту же ночь, были выставлены в списке кандидатов в городскую Думу от духовенства и мирян (список № 7), то все мы и предполагали, что арестованы именно только за эту принадлежность к списку № 7.

Но, между прочим, священник Широкинский говорил мне в тюрьме, что у него при обыске были найдены письма к нему его сыновей-офицеров. В этих письмах будто бы находились очень резкие отзывы о советской власти, почему он и предполагал, что едва ли его выпустят из тюрьмы, вернее всего разстреляют. Так и случилось через несколько дней».[4]

4 октября 1918 года Пермская губернская чрезвычайная комиссия, рассмотрев дело по обвинению священника Константина Широкинского «как монархиста и контрреволюционера», постановила: «Гражданина Широкинского объявить вне закона и расстрелять», приняв во внимание, «что факт принадлежности Широкинского к монархизму и как контрреволюционера установлен».[5]

В тот же день священник Константин Широкинский был убит большевиками. Вместе с ним расстреляли протоиерея Христорождественского собора села Юг Алексия Стабникова.[6]

9 октября 1918 года газета Пермского Губернского Исполнительного Комитета Советов Рабочих, Крестьянских и Армейских депутатов «Известия», опубликовала список лиц, расстрелянных «в ответ на покушение на членов Чрезвычайной Комиссии». В этом списке под № 37 значится Широкинский Константин Григорьевич.[7]

После занятия Перми Белой армией, в мае 1919 года были осуществлены поиски тел убиенного большевиками духовенства. В материалах дел Судебного Следователя Пермского Окружного Суда существует следующий документ:

«8 сего мая по Сибирскому тракту на 4 версте от города Перми на свалке нечистот в присутствии Товарища Прокурора Н. Ф. Сущевича вырыты из земли восемь трупов: семь из них духовнаго звания и один светский; трупы эти перевезены в Пермский Городской анотомический покой для опознания родными и знакомыми.

…Присутствующая гражданка Александра Константиновна Широкинская заявляет, что в трупе [№ 2] она опознает по наружному виду и по белью своего родного отца, священника Слудской церкви Константина Григорьевича Широкинскаго. Что мать ее Серафима Ивановна, осматривавшая труп ранее, также признала в нем своего мужа. На затылке за левым ухом имеются две круглых одинаковой величины диаметром около 1 см. раны, отстоящия друг от друга на разстоянии 3 см., проникающия в полость черепа».[8]

Отпевание замученных священников было совершено 13 мая собором духовенства во главе с временно управляющим Пермской и Кунгурской епархией епископом Борисом (Шипулиным). Похоронены на Архиерейском кладбище у Свято-Преображенского Кафедрального собора.[9]

Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года священник Константин (Широкинский) прославлен в лике святых Новомучеников и Исповедников Российских. Память совершается 21 сентября / 4 октября


[1] «Пермские Епархиальные Ведомости», 1915 г., № 3-4, с. 29.

[2] «Пермские Епархиальные Ведомости», 1915 г., № 15, с. 130.

[3] ГАПК, Ф. 108, оп. 1, д. 29, л. 33 об.–36 об.; Ф. 195, оп. 1, д. 102, л. 57 об.–62 об.

[4] ГАРФ, Ф. 9440, оп. 1, д. 1, л. 64 (об).

[5] Нечаев М.Г. «Красный террор и уральское духовенство в 1918 году».

[6] Королев. В. «Простите, Звезды Господни», Фрязино, 1999 г., с. 17.

[7] ГАРФ, ф. 9440, оп. 1, д. 1919, л. 136.

[8] ГАРФ, Ф. 9440. Оп. 1, д. 1, л. 171, 171 (об).

[9] «Освобождение России», 1919 г., № 101, 102.