Киприан (Яценко), мученик († 25 января/7 февраля 1935)

Мученик Киприан (Киприан Яценко)

Канонизирован от Уфимской епархии. 

Мученик Киприан родился в 1878 году в селе Свинарное Гадячского уезда Полтавской губернии в семье крестьянина Алек­сандра Яценко. Образование Киприан получил, по-видимому, в церковно-приходской школе. В начале ХХ века семья Яценко, как малоземельная, перебралась в Уфимскую губернию и поселилась в селе Боголюбовка, населенном в основном выходцами из Малороссии. Киприан Александрович переехал туда вместе с семьей, престарелыми родителями и четырьмя сестрами. Приобретя надел помещичьей земли, он начал крестьянствовать.

В 1914 году священник, служивший в Покровской церкви в Боголюбовке, пригласил Киприана Александровича, как человека глубоко верующего и хорошо знающего богослужение, служить в этом храме псаломщиком, на что тот с радос­тью согласился. В 1916 году в связи с Первой мировой войной Киприан Алек­сандрович был мобилизован в армию и прослужил в ней до 1917 года, а затем, вернувшись домой, продолжил служение в хра­ме.

Официального архиерейского указа о назначении Киприана Александровича на место псаломщика, по обстоятельствам того времени, получено не было – он остался «неофициальным» псаломщиком до конца своего подвижнического жизненного пути. Киприан Александрович прекрасно знал службу, по благословению священника произносил проповеди, читал и разъяснял верующим Священное Писание и житийную литературу, привлекал в храм молодежь. Грамотный, начитанный и глубоко верующий псаломщик имел на приходе духовный авторитет и большое влияние на верующих.

Весной 1929 года вла­сти приняли решение о закрытии храма в Боголюбовке. Киприан Алексеевич послал по селу сноху, и та предупредила жителей о намерении коммунистов. Множество женщин собрались тогда к храму. Они решили отправить заявление к вышестоящим властям с протестом, и церковь тогда удалось отстоять. Но Киприан Александрович был арестован и заключен в тюрьму города Уфы по обвинению в организации прихожан в защиту храма. При­хожане, однако, отрицали причастность псаломшика к организации протестов, и он был освобожден.

В 1929 году диакон Покровской церкви из-за преследований безбожников покинул приход, и настоятель храма предложил псаломщику принять сан диакона. Но предварительно благословил съездить на Полтавщину, повидаться с родственниками. Киприан Александрович согласился и в начале 1930 года уехал в Полтав­скую область.

В это время власти закрыли храм в Боголюбовке и собирались арес­товать псаломщика. Его супругу, Ксению Андреевну, вызвали в ОГПУ и потребовали от нее подписать протокол допро­са, где было сказано, что ее муж, Киприан Александрович, собирал у себя в доме старух и принуждал их выступать против закры­тия церкви. «Я этого никогда не слышала», – ответила следователю Ксения Андреевна.

14 февраля 1930 года в Боголюбовке было собрано объединен­ное заседание членов сельсовета и бедноты. Докладчик на собрании заявил: «Правительство уже задалось целью ликвидации кулачества, но первое время их не ликвидировали, а притесняли всевозможными налогами и сборами, а кулака этим не уничтожишь, а потому и пришлось нашему правительству вопрос ставить о ликвидации ку­лака как класса, особенно в районах сплошной коллективизации. Мы, здесь собравшаяся беднота, должны ставить вопрос о ликви­дации кулака прямо, ни перед чем не останавливаясь, так как при­шел уже тот момент».

Были составлены списки намеченных к раскулачиванию крестьян, в них внесли и псаломщика Киприана Яценко.

17 февраля 1930 года в селе прошли еще два собрания: сначала бедняцкое, а затем общее, – которые постановили выселить из пре­делов Башкирской республики одиннадцать семей с конфиска­цией имущества в фонд колхоза. Выселению подлежала и семья Киприана Яценко, которого власти охарактеризова­ли как «организатора похода против закрытия церкви».

Решение собрания было исполнено в тот же день, и семья псаломщика: Ксения Андреевна, пятеро детей, сноха с младенцем и престарелый отец, Александр Яценко, которому было в то вре­мя уже около восьмидесяти лет, – были выселены. Имущество изъяли, семью переселили в гнилой домик-землянку, а хозяев последней – в их дом.

Вскоре к Ксении Андреевне ночью пришел учитель сельской школы и предупредил, что власти соби­раются арестовать Киприана Александровича, и посоветовал со­общить ему, чтобы он пока переждал и не приезжал с Полтавщины. Ксения Анд­реевна написала мужу письмо, но почтальон передал это письмо в сельсовет. Киприан Александрович, не получив известия, при­ехал в разгар этих событий домой и поселился в полуземлянке вместе с семьей. Ночью к нему пришли сотрудники из канцеля­рии сельсовета и сказали: «Спрячься, Киприан Александрович, куда-нибудь, уйди на это время. Все пройдет. Тебя все в селе жалеют, но все равно погибнешь, если не спрячешься». Но он на это ответил: «Нет, прятаться я не стану. Что Богу угодно, то пусть и будет».

Зная, что его арестуют, Киприан Александрович наказывал су­пруге: «Живи по правде, и детей воспитывай только в правде. Ни­какой лжи не учи. Пусть будет суровая, но правда. А я все равно погибну за веру Христову». Ксения Андреевна на это ответила, показывая на младшую дочь: «Госпо­ди, хотя бы ее не было, маленькой-то». А он сказал: «Все дети уйдут от тебя, а эта будет твоей кормилицей». И действительно, младшая дочь стала кормили­цей матери, Ксения Андреевна прожила у нее до кончины.

6 марта 1930 года Киприан Александрович был арестован и за­ключен в уфимскую тюрьму по обвинению в контрреволюционной агитации.

Один из членов правления колхоза показал о Киприане Александровиче: «Яценко часто в открытую говорил, что при та­ких порядках жить нельзя и так далее, и пусть меня хоть сейчас арестовывают, я не боюсь; а что я верующий и псаломщик, то на это у каждого своя совесть».

На вопрос следователя, признает ли Киприан Александрович себя виновным в контрреволюционной деятельности, он ответил отрицательно.

26 марта 1930 года тройка ОГПУ приговорила псаломщика Киприана Яценко к десяти годам заключения. Он был отправлен в лагерь в Пермскую область, где выполнял об­щие работы в лесу. В 1935 году Киприан Александрович вместе с другими заключенными сгружал бревна с баржи, складывая их на берегу в штабеля. Берег был крутой, штабель завалился и при­давил заключенных. Среди других погиб и псаломщик Киприан Яценко. О его гибели рассказал освобожденный после 1941 года односельчанин Степан Груздов, проходивший с Киприаном Александровичем по одному делу.

Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года псаломщик Киприан (Яценко) прославлен в лике святых Новомучеников и Исповедников Российских.

Память совершается в первое воскресение после 25 января / 7 февраля.