Иоанн (Пьянков), протоиерей, священномученик († 4/17 декабря 1918)

Священномученик Иоанн (Иван Петрович Пьянков), протоиерей, настоятель церкви Воскресения Христова города Перми

Родился 2 января 1855 года в селе Косьмо-Дамианском Соликамского уезда в семье псаломщика.[1]

В 1875 году окончил Пермскую Духовную семинарию.[2] Поступил в Казанскую Духовную академию. В 1876 году по своему прошению был уволен из академии и назначен преподавателем в Дубровское народное училище.

24 апреля 1877 года епископом Пермским и Верхотурским Вассианом (Чудновским) рукоположен в сан священника к церкви села Григорьевского Оханского уезда. По собственному прошению тем же Преосвященным 21 мая 1877 года переведен в село Шерьинское Оханского уезда.

1 сентября 1878 года назначен вторым помощником настоятеля храма в селе Больше-Сосновском того же уезда.

1 октября 1882 года перемещен на вакансию помощника настоятеля, назначен помощником миссионера по Оханскому уезду.

6 мая 1884 года по собственному прошению епископом Пермским Ефремом (Рязановым) переведен на служение в Свято-Троицкий собор Кушвинского завода на должность помощника настоятеля и законоучителем в Кушвинский детский приют.

29 января 1885 года из Пермской епархии была выделена самостоятельная Екатеринбургская епархия. Кушвинский завод территориально находился в пределах новообразованной Екатеринбургской епархии.

1 октября 1887 года отец Иоанн Пьянков по собственному прошению был принят из Екатеринбургской епархии в Пермскую и определен священником к градо-Пермской Александро-Невской больничной церкви.

Одновременно преподавал Закон Божий в Пермском реальном училище. В том же году стал членом губернского училищного совета.

В 1888 году на епархиальном съезде избран членом комитета по устройству епархиального женского училища.

С 1891 года являлся членом епархиального училищного совета.

В 1893 году назначен исполняющим должность председателя совета Пермского епархиального женского училища.

В 1894 году назначен благочинным городских церквей Перми. В том же году на съезде духовенства избран членом правления духовного училища.

За 12-летнюю службу членом Епархиального попечительства награжден орденом св. Анны 3 степени 3 февраля 1900 года.

6 мая 1900 года возведен в сан протоиерея.

К 1909 году имел награды: орден св. Анны 2 степени, орден св. Владимира 4 степени.

В 1909 году назначен председателем комитета по постройке пермского каменного храма в честь Рождества Христова.

С 1910 года служил вместе со священномучеником Иоанном Плотниковым[3] в Сретенской церкви при Пышминском заводе.

В 1911-1913 годах состоял председателем епархиальных съездов духовенства и церковных старост. В последние годы служения был настоятелем Воскресенской церкви города Перми.

6 мая 1916 года награжден палицей.[4]        

В ночь на 4 декабря 1918 года схвачен красноармейцами. «Протоиерей Иоанн умер после ужасных мучений. Привязанный к тюремной койке, он, вместе с другим священником (отцом Николаем Яхонтовым), несколько раз был погружен в камскую прорубь. Надо сказать, что протоиерей Пьянков был большой человек и старец, имея около 70 лет от роду».[5]

Утоплены они были в той проруби, где несколькими днями позже, 11/24 декабря 1918 года, будет утоплен епископ Соликамский Феофан (Ильменский) с белогорскими монахами.[6]

В материалах Судебного Следователя Пермского Окружного Суда по важнейшим делам существует протокол допроса дочери протоиерея Иоанна Пьянкова, Алевтины Ивановны Будриной. На дознании она дала следующие показания:

«Я уроженка города Перми. Мой отец Иоанн Петрович Пьянков был здесь настоятелем Градо-Пермской Воскресенской церкви. Со времени выхода замуж (то есть лет десять) я живу в Сибири. В начале января нынешняго года, в Тобольске я получила от своей сестры Юлии Ивановны Цветовой (замужем за священником Владимиром Николаевичем Цветовым, живет в Перми) телеграмму о том, что наш отец утоплен в Каме. Через некоторое время я получила по почте письмо от своего зятя Цветова, что отец мой погиб от руки большевиков в ночь на 4 / 17 декабря 1918 года. Причем, Цветов узнал от тюремнаго сторожа и надзирателя (фамилии не были указаны), [что] отец содержался в Пермской Губернской тюрьме и взят был оттуда в указанную ночь вместе со священниками Сабуровым и Яхонтовым, и еще двумя светскими лицами. Все они были увезены на Каму, где их вязали веревками попарно и погружали в воду, доколе совсем не утопили. Из того же письма было видно, что в Пермской «Чрезвычайке» было об отце дело. Причем его обвиняли в хранении в складе под церковью оружия, то есть одной, обнаруженной там, винтовки и то подброшенной. Но отец в этом, конечно, виноват не был, так как складом заведывал староста, некто Окулов и сторож Иван. Староста Окулов, по словам Цветова – дядя бывшаго здесь красноармейскаго комиссара Окулова. По моему мнению, если в хранении в церковном складе оружия можно было кого обвинять, то, скорее, названных: старосту Окулова и сторожа Ивана, а не моего отца. Поэтому-то… я указывала виновниками убийства отца – Окулова и Ивана, которые обязаны были объяснить большевистским властям, что церковный склад был в их ведении, а не [в ведении] моего отца…  И потому указание их в «совдепском трибунале» на ответственность моего отца и другого священника, Сабурова (также утопленнаго) является не более как недостатком гражданскаго мужества, а также желанием сохранить собственную жизнь, хотя бы для этого и потребовалось убийство двух человек, не сделавших для них ничего дурного.

Да и сомнительным еще является то, что Окулов и Иван могли, в случае сознания, погибнуть, так как у старосты Окулова при совдепе была протекция в лице родного племянника – Окулова, бывшаго каким-то важным комиссаром.

Понятно, что он мог заступиться за своего дядюшку, и тогда не было бы расправы.

Алевтина Ивановна Будрина, 1919 года, июня 12 дня гор. Пермь».[7]

Кроме сведений, сообщенных Алевтиной Будриной, в деле имеются показания мещанки города Перми, Анны Егоровны Ивановой, которая рассказывала следующее:

«…Мой муж, Василий Николаевич Иванов, служил вахмистром при Пермском Губернском Жандармском Управлении. Минувшей осенью, кажется в начале сентября, муж мой был уведен каким-то солдатом, сказавшим, что его вызывает Чрезвычайная следственная Комиссия, и [он] арестован… в качестве заложника. Все мои ходатайства об освобождении мужа были тщетны.

В половине декабря 1918 года, когда я пришла на свидание с мужем в тюрьму, то привратник сказал мне, что муж куда-то уведен под конвоем. Я пошла домой, а вскоре меня догнала какая-то женщина, которая, со слов упомянутаго привратника, сказала мне, что мой муж был уведен в 4 часа утра на реку Каму и там утоплен. Через неделю моя сестра Елена Егоровна Филиппова сказала мне, что со слов тюремнаго надзирателя она узнала то же: что мой муж был утоплен в Каме, причем предварительно был совершенно раздет и несколько раз погружен в воду, по вынутии из которой его каждый раз некоторое время морозили на открытом воздухе. И что одновременно с мужем таким-же способом были подвергнуты истязаниям еще десять человек в числе коих был священник Пьянков… Прошу дополнить к моему показанию, что, по моему предположению, муж мой Василий Николаевич Иванов, был арестован по указанию неких Окуловых, убежденных коммунистов, проживающих в городе Перми на Чердынской улице, в доме № 8.

Анна Егоровна Иванова, 12 февраля 1919 года».[8]

Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года протоиерей Иоанн (Пьянков) прославлен в лике святых Новомучеников и Исповедников Российских от Пермской епархии.

Память совершается 4 / 17 декабря.


[1]       П. Агафонов, «Духовенство Пермской епархии 1918-1928 гг.», издание градо-Пермского во имя первоверховных апостолов Петра и Павла собора, 1997 г. с. 86.

[2]      Шестаков И., свящ. «Адрес-Календарь Пермской епархии на 1894 г.» Пермь, типография Каменского. П. Ф. 1894, с. 115.

[3] Решением Священного Синода от 17 июля 2002 года священномученик Иоанн прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских от Екатеринбургской епархии.

[4] ГАПК, Ф. 108, оп. 1, д. 13, л. 110 об. – 115 об.; д. 35, л. 1 об.–7 об.; д. 36, л. 3 об.–8 об.

[5] «Освобождение России», 1919 г., № 17.

[6] ГАРФ, ф. 9440. оп. 1, д. 1, л. 32 (об).

[7] ГАРФ, ф. 9440, оп. 1, д. 1919, л. 212, 212 (об), 90, 90 об.).

[8] ГАРФ, ф. 9440, оп. 1, д. 1919, л. 75, 75 (об).