Димитрий (Овечкин), иерей, священномученик († 1/14 ноября 1937)

Священномученик Димитрий (Дмитрий Киприанович Овечкин), священник Свято-Троицкого собора города Осы Пермской губернии

Родился 25 мая 1877 года в деревне Малые Подберезы Казанской губернии Свияжского уезда Ульяновской волости.

После окончания 6 мая 1896 года Казанской учительской семинарии до 1901 года служил в должности помощника учителя Ординского училища Министерства народного просвещения.

В 1902 году исполнял должность учителя Деменевского земского училища. В Казани молодой учитель встретил свою будущую жену, купеческую дочь Ольгу Григорьевну Китаеву – учительницу русского языка. Перед венчанием Димитрий и Ольга переехали на родину невесты, в город Осу под Пермью, где жили ее родители – уважаемые в городе купцы Китаевы.

12 октября 1903 года году Дмитрий Киприанович был рукоположен в сан диакона к Христорождественской церкви села Рождественского Осинского уезда с откомандированием для отправления пастырских обязанностей к Кузнечихинской церкви того же уезда. Решение о служении Церкви Божией было принято не без влияния родителей жены – глубоко верующих людей.

С 1903 по 1910 год отец Димитрий проходил должность законоучителя в Полевской церковно-приходской школе. В 1908 году закончил миссионерские курсы при Пермской Духовной семинарии.

27 января 1909 года епископом Пермским и Соликамским Палладием (Добронравовым) отец Димитрий был рукоположен в сан священника с определением «на диаконскую вакансию при Христорождественской церкви Осинского уезда с откомандированием для отправления пастырских обязанностей к Кузнечихинской церкви того же уезда».

12 октября 1912 года переведен в Вознесенскую церковь села Буткеева Красноуфимского уезда.[1] Преподавал Закон Божий в Редькинско-Буткеевском народном земском училище.

8 июля 1913 года вновь переведен в церковь села Кузнечиха, [2] где состоял заведующим и законоучителем Кузнечихинской церковно-приходской школы.

В 1914 году отец Димитрий награжден набедренником в память 25-летия церковных школ, также имел серебряную медаль в память 300-летия дома Романовых.

С 1917 года служил в Успенском храме города Осы, а также в Троицком соборе, строительство которого было закончено в 1917 году при большой поддержке горожан и крестьян из окрестных сел.

К этому времени в семье отца Димитрия родилось семеро детей: Елена, Геннадий, Валентин, Августа, Лидия, Алексей и Ангелина.

Отец Димитрий своим детям с малолетства старался привить навыки жизни по евангельским заповедям. Однажды его дочь нашла около дома монету и радостная прибежала сообщить об этом отцу с матерью. Отец Димитрий, выслушав дочь, нахмурился и сказал: «Пойди и положи ее там, где нашла, потому что не ты ее потеряла и она не твоя».

Дети с малых лет помогали отцу в храме: Геннадий – чтецом, Елена, Августа и Лидия пели в хоре, а при архиерейском богослужении девочки втроем исполняли «Исполла эти, деспота».

Все члены семьи отличалась музыкальностью и красивыми голосами: были и альт, и дискант, и меццо-сопрано, и баритон, и тенор. Часто собиралась вместе, и тогда звучал домашний хор в сопровождении гитары, балалайки.

Дети помогали родителям не только в храме, но и по хозяйству – смотрели за коровой, козой, кроликами. Животных в доме всегда было много: кошки, собаки, даже домашний скворец, который сопровождал хозяев во всех прогулках, перелетая с плеча на плечо. Семья была небогатая, но благочестивая и дружная. Отношения между родителями и детьми всегда сохранялись самые добрые. Даже в тяжелые времена в семье никогда не повышали голос и не ссорились. Овечкиных в городе уважали и любили.

В 1922 году храмы Осы подверглись ограблению, именуемому советской властью «изъятием церковных ценностей». Отец Димитрий согласно решению местного ГПУ «за отказ от участия в комиссии по сдаче церковных ценностей» был приговорен к шести месяцам тюрьмы условно. Несмотря на это решение, батюшку заключили в острог почти на год. После освобождения, с благословения архиерея, некоторое время он работал бухгалтером в одном из светских учреждений, но в 1923 году вернулся к церковному служению.

В это время на Урале набирал силу обновленческий раскол. Епископ Пермский Сильвестр (Братановский) уклонялся в обновленческий раскол. Отец Димитрий, как и все священники Градо-Осинского благочиния, твердо держался православных устоев.

В феврале 1923 года собрание духовенства и прихожан Градо-Осинских храмов постановило не принимать назначенного в Осу обновленческого «епископа» Михаила Бирюкова и «приискать» другого православного епископа, «единомышленного с нами».

В мае 1923 года, в соответствии с постановлениями Поместного собора 1917-1918 годов, собрание Градо-Осинского благочиния постановило учредить в Осе самостоятельную кафедру. Был образован Осинский церковный совет, в состав совета вошел и священник Димитрий Овечкин.

Храмы в Осе были разграблены и почти пусты, но богослужения отец Димитрий совершал все так же ревностно и проникновенно. Он ходил безотказно на все требы днем и ночью, в зной и в стужу и никогда никому не отказывая в просьбах. Его не раз вызывали в Осинское ГПУ и предлагали «сотрудничество», но он постоянно отказывался.

Однажды, в 1925 году, отец Димитрий, придя домой, выложил на стол что-то завернутое в материю и сказал супруге: «Вот – панагия». Это было предложение стать «красным», обновленческим «архиереем». Отец Димитрий его не принял, хотя осознавал, что отказ от сотрудничества с властью может обернуться бедой не только для него, но и для всей семьи.

В доме у отца Димитрия, в то время уже настоятеля храма и благочинного, начались обыски. Вскоре Овечкиных выселили из дома церковного причта, и начались их скитания по чужим квартирам, которые приходилось оплачивать, выкраивая средства из небогатого семейного бюджета.

Но батюшку эти трудности не сломили. Ему, как пастырю, гораздо больше страданий причиняли разнузданная атеистическая пропаганда и отход народа от веры отцов. Известно, что в 1929 году отец Димитрий был судим по статье 185 УК «за несоблюдение цензурных условий при рассылке рукописей – религиозных статей». В этот раз священника в суде оправдали, но оштрафовали на 300 рублей.

В конце 1920-х годов вошли в моду так называемые научные диспуты между представителями светской науки и священнослужителями.

Отец Димитрий, единственный из местных священников, участвовал в трех диспутах (больше проводить не разрешили), организованных в Перми. «Ученые» из Перми и Свердловска отстаивали атеистическое мировоззрение, а отец Димитрий крепко стоял за веру. Супруга, Ольга Григорьевна, увещевала: «Зачем ты участвуешь в этих диспутах, тебя опять посадят! Что мы будем делать?»

Реакция большевиков не заставила себя ждать. 30 января 1930 года священника Димитрия Овечкина арестовали за «антисоветскую агитацию» и заключили в осинскую тюрьму.

Тюрьма находилась на горе, рядом с бульваром, где прогуливались горожане. Сюда, на бульвар, Ольга Григорьевна приходила с младшей дочерью Ангелиной. Батюшка в условленный час подходил к зарешетчатому окну.

Но и эти свидания скоро закончились. 21 марта 1930 года отец Димитрий был осужден Особой тройкой при Постоянном представительстве ОГПУ по Уральскому краю по статье 58-10-11 УК РСФСР и приговорен к трем годам лишения свободы с конфискацией имущества. Срок заключения батюшка отбывал на соляных шахтах в городе Соликамске

Семья священника осталась без средств к существованию. Матушка с младшими детьми – дочерью Ангелиной и сыном-инвалидом Алексеем (он в детстве повредил ногу и ходил на костылях) – переселились в маленькую избушку, где вели полуголодное существование. Остальные дети повзрослели и разъехались.

За годы каторжных работ отец Димитрий потерял здоровье: у него болели ноги, был поврежден позвоночник. В 1933 году, освободившись из заключения, батюшка был направлен на поселение в город Кудымкар, куда приехала и Ольга Дмитриевна с сыном Алексеем.

В 1936 году семья переехала к старшей дочери Елене, которая жила в то время в городе Майкопе. Здоровье отца Димитрия стремительно ухудшалось: приехав из ссылки на юг, он уже практически не мог ходить. Но Ольга Григорьевна скучала по родине и говорила мужу: «Дмитрий, поедем умирать в Осу». Отец Димитрий некоторое время не решался, но осенью 1937 года согласился на уговоры жены.[3]

Весть о возвращении Овечкиных сразу разлетелась по городу, но встретиться с отцом Димитрием многие так и не успели. Его, инвалида с больными ногами и поврежденным позвоночником, 21 октября 1937 года арестовали по обвинению в участии в якобы существовавшей в Осинском районе «контрреволюционной повстанческой фашистской группе, ставившей своей задачей свержение советской власти путем вооруженного восстания». Отец Димитрий был допрошен начальником Осинского РО НКВД сержантом Касаткиным. Но виновным себя в вымышленных обвинениях священник не признал.

В следственном деле в строке «особые приметы обвиняемого» отмечено, что на груди тушью наколот крест.

4 ноября 1937 года на основании ложных обвинений заседанием тройки УНКВД по Свердловской области священник Димитрий Овечкин был приговорен к высшей мере наказания – расстрелу.

Приговор приведен в исполнение 14 ноября 1937 года.

Долгое время семья ничего не знала о судьбе священника. Ольга Григорьевна верила, что супруг вернется. Младшая дочь Ангелина отправила запрос на Лубянку и получила ответ: «Овечкин Д. К. умер в 1942 году».

Пермское Епархиальное управление назначило матушке пенсию. Умерла Ольга Григорьевна в 1961 году. Похоронили ее в Осе, за кладбищенским Казанским храмом, справа от алтаря.[4]

Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года священник Димитрий (Овечкин) прославлен в лике святых Новомучеников и Исповедников Российских.

Память совершается 1 / 14 ноября.


[1] «Пермские Епархиальные Ведомости», 1912, № 31, с. 281.

[2] ГАПК, ф. 109, оп. 1, д. 184, л. 117 об.–119 об.

[3] В. Лупандин «Журнал Московской Патриархии», № 8, 1993 г.

[4] Использовались материалы: ГАПК, Ф. 109, оп. 1, д. 177, л. 64 об.-66 об., 119 об.-121 об.; Ф. Р-359, оп. 1, д. 71, л. 54; Ф. 641/1, оп. 1, д. 12783, л. 44 об.-45. Дамаскин. Кн. 2, с. 144-146; «Претерпевший до конца – спасется. Их страданиями очистится Русь», М., 1996 г., с. 160-165; Агафонов П.Н. «Пермская епархия в 20-е гг. ХХ в. Вехи христ. истории Прикамья», Пермь, 2003 г., с. 76-77.