Аркадий (Ершов), архиепископ Свердловский, священномученик († 21 октября/3 ноября 1937)

Священномученик Аркадий (Александр Павлович Ершов), архиепископ Свердловский

Канонизирован от Новоспасского монастыря Московской епархии.

Родился 15 августа 1878 года в городе Кунгуре Пермской губернии (Пермской епархии) в семье священника церкви села Рождественское (ныне село Каширино) Кунгурского уезда Пермской губернии. Вскоре семья Ершовых переехала в село Сабарку Суксунского уезда Пермской губернии. Здесь Александр провел свое детство.

Образование он получил в Пермской Духовной семинарии, по окончании которой работал учителем в действовавшей при ней школе. Александр отличался энергичным и бойким характером, что часто служило для него источником неприятностей.

В 1898 году он поступил на историко-филологический факультет Варшавского университета. В 1901 году в этом учебном заведении произошли студенческие беспорядки, в результате чего некоторые студенты, в том числе и Александр Ершов, были отчислены из университета.

Александр Павлович женился, через некоторое время, в 1902 году, был рукоположен в сан священника и определен к церкви села Банного Кунгурского уезда. Вскоре отца Александра перевели на служение в город Кунгур, где он занял также должность законоучителя в реальном училище.

В годы первой русской революции (1905-1907 годов) обострившиеся противоречия в обществе затронули и духовенство. В Русской Православной Церкви началось активное обсуждение существовавших проблем, нередко высказывалось мнение, что Церковь, как и общество, требует обновления и реформ. Отец Александр не мог воздержаться от высказываний по наболевшим вопросам. Возможно, в силу порывистого и деятельного характера, его суждения иногда носили излишне откровенный и прямолинейный характер. Так, в 1907 году, перед выборами во Вторую Государственную Думу отец Александр произнес речь и получил за нее строгий выговор от епархиального начальства. В следующем, 1908, году он критически отозвался о членах местного отделения организации Союза русского народа, после чего был переведен на служение в поселок Михайловский завод Красноуфимского уезда на должность третьего священника.

Приход, на который перевели отца Александра, оказался непростым. В конце XIX века работой на заводе были обеспечены далеко не все, в поселке царили безработица и нищета, нередко происходили забастовки и митинги. Население часто менялось, в силу чего крепкой церковной общины в Михайловском заводе не было. Кроме того, здесь обосновалось много сектантов – молокан и особенно баптистов. Несомненно, священническое служение в Михайловском требовало многих трудов и большой мудрости.

В феврале 1911 года, когда в России отмечалось 50-летие выхода Манифеста об отмене крепостного права, в память об этом событии отец Александр произнес проповедь. Содержание ее вызвало столь сильное возмущение полиции, что священноначалие вынуждено было запретить отца Александра в священнослужении и отправить в Белогорский монастырь на покаяние сроком на три месяца.

Жизнь в Белогорском монастыре во многих аспектах благотворно повлияла на священника. Он проникся интересом к монашеской жизни и впоследствии поддерживал с насельниками обители братские отношения. Позже, после закрытия монастыря, один из белогорских монахов стал его духовником.[1] По окончании срока епитимии отец Александр вернулся на свой приход в Михайловский завод.

Уже в 1913 году его назначили на ответственную должность – благочинным 3-го Красноуфимского округа. Отец Александр оставался таким же деятельным: старожилы вспоминали, что он был «очень бойким» священником.

Во время Первой мировой войны отец Александр Ершов был призван в действующую армию полковым священником. В 1915 году его откомандировали в распоряжение протопресвитера армии и флота и назначили священником 75-го стрелкового полка.

1 марта 1917 года отец Александр был назначен благочинным 12-й Сибирской стрелковой дивизии. Но летом того же года он серьезно заболел, был демобилизован и направлен в церковь села Стефановское[2] Кунгурского уезда Пермской губернии, где служил до 1918 года.

В этом же году умерла его жена. Отец Александр остался с двумя малолетними дочерьми – Людмилой и Музой, которых в тяжелые годы гражданской войны ему пришлось воспитывать одному.

В 1918 году отец Александр стал настоятелем церкви в честь Всех Святых города Кунгура. Это было время красного террора, когда кровь духовенства и верующих лилась по всей Пермской епархии. Но священник не покинул всехсвятский  приход, не оставил без окормления свою паству.

В 1920 году, отец Александр был арестован «из-за отсутствия нужных документов». Около двух месяцев он провел в екатеринбургской тюрьме, затем два месяца – в пермской. Однако пастырь был отпущен, вернулся на свой приход и продолжил служение.

С 1922 года на Урале набирало силу обновленческое движение, часть пермского духовенства заявило о своем переходе в «новую церковь». В Кунгуре ее представителям были переданы центральные храмы города, в том числе Богоявленский кафедральный собор.

15 марта 1923 года в Кунгуре при Благовещенском соборе с целью «усиления влияния на общий ход церковной жизни обновленческих объединений духовенства и мирян»  было зарегистрировано обновленческое викарное управление. Общины некоторых храмов Кунгура оказали сопротивление расколу и остались верны Патриаршей Церкви. Простые миряне стали проводить активную деятельность против обновленчества: обходили храмы епархии и всенародно обличали в измене Православию уклонившихся в раскол священнослужителей. В результате их деятельности многие из духовенства принесли покаяние и вернулись в лоно Православной Церкви.

Православные приходы Кунгура, в свою очередь, обратились к Святейшему Патриарху Тихону с ходатайством о назначении в город Кунгур православного епископа. С этой целью 13 июля 1923 года состоялось собрание духовенства и мирян, на котором был выбран Епархиальный совет «неприемлющих обновления». Председателем совета избрали настоятеля Всехсвятской церкви – протоиерея Александра Ершова[3] – ярого противника живоцерковников. Сам он о своем отношении к обновленческому расколу выражался так: «Я еще не преклонил колена пред Ваалом» [Ср.: 3 Цар. 19,18].

Доставить ходатайство Святейшему Патриарху было поручено отцу Александру Ершову и члену Епархиального совета Павлу Уткину, как бывшему участнику Поместного Собора. В 1924 году на второй седмице Великого поста оба они выехали в Москву. Делегация была принята Патриархом Тихоном, который, выслушав просьбу, сказал, что у него нет кандидата в епископы для Кунгура. А затем, указав на отца Александра, добавил: «Вот он и будет у вас епископом».

22 марта 1924 года протоиерей Александр Ершов был пострижен в мантию с именем Аркадий, возведен в сан архимандрита и 30 марта того же года в Москве Патриархом Тихоном хиротонисан во епископа Кунгурского, викария Пермской епархии.

В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы епископ Аркадий совершил свою первую Литургию в Успенском храме города Кунгура, который с этого времени стал кафедральным.

Владыка сразу возглавил борьбу с обновленческим расколом, причем не только в своей епархии, но и в соседних – Екатеринбургской и Челябинской. Он также активно принимал участие в распространенных тогда диспутах с атеистами. В результате ревностной деятельности нового епископа Православие в городе стало укрепляться. В воскресные и праздничные дни Успенский храм был заполнен прихожанами, в то время как огромный Богоявленский собор и прочие обновленческие церкви города остались почти пустыми. На епископа Аркадия стали поступать доносы в ОГПУ.

1924 году Владыка был арестован местными органами ОГПУ и отправлен в город Свердловск, где находился в тюрьме около месяца. Обвинение ему не предъявили и вскоре отпустили на свободу.

Епископ вернулся в Кунгур, на свою кафедру. По свидетельству современников, он был неутомимым проповедником: изъяснял Слово Божие, обличал обновленцев и атеистов. Он ввел совершение всенощного бдения по Афонскому уставу в дни памяти великомученицы Параскевы и мученика Мины. Эти святые считаются небесными покровителями Кунгура, так как первый городской храм был построен и освящен во имя великомученицы Параскевы, а святому мученику Мине посвящен один из храмов города, находившийся рядом с Успенским. На эти службы съезжались всегда по несколько десятков священнослужителей, приходило множество народа. Кроме того, Владыка ввел совершение в Великий пост пассий, которых раньше в Кунгуре не знали.

28 июля 1924 года епископ Аркадий был назначен временно управляющим Екатеринбургской (Свердловской) епархией, оставаясь епископом Кунгурским. Благодаря самоотверженному архипастырскому служению Владыки к концу 1924 года Екатеринбургский, Нижнетагильский и Шадринский округи стали опорой Святейшего Патриарха Тихона на Урале.

Имя епископа Аркадия было хорошо известно православным Урала. К нему приезжали настоятели храмов и представители церковных приходов различных районов Уральской области с просьбой принять их под духовное окормление.[4] Владыка часто служил, несмотря на множество административных обязанностей. Он совершал богослужения не только в близлежащих к Кунгуру городах и селениях, но и в Перми, Свердловске, Нижнем Тагиле, Верхотурье.

С 1926 года епископу Аркадию пришлось вести борьбу не только с обновленчеством, но и противостоять возникшему в Православной Церкви «григорианскому» расколу. Он называл «григорианцев» «новыми врагами» Церкви Христовой, видя в их действиях проявление властолюбия.

Огромный авторитет епископа Аркадия, его активная церковная деятельность вызывали ненависть у обновленцев. Начались интриги, клевета. В Патриархию на Владыку стали поступать жалобы и доносы, вследствие чего в январе 1929 года он был удален из Кунгура и переведен в Омск.

На Омскую кафедру епископ Аркадий заступил в марте. В Омске Владыка, так же как и в Кунгуре, продолжал усиленно молиться, служить в местных храмах, нередко совершал монашеские постриги. Напутствуя иноков на несение монашеского подвига в миру, он советовал «углубляться в самого себя и принуждать себя к удалению от мира, который, по слову апостола Иоанна Богослова, во зле лежит». Владыка призывал прихожан быть в ограде Церкви, соблюдать Закон Христов и Евангельские заповеди. Благословлял оказывать посильную помощь репрессированным священнослужителям.

23 октября 1930 года епископа Аркадия перевели на Чебоксарскую кафедру. Такие частые перемещения происходили по указке богоборческой власти, не желавшей, чтобы епископы оставались долгое время в своих епархиях, тем самым рассчитывавшей ослабить Церковь.

С ноября 1931 года епископ Аркадий назначается управляющим Свердловской епархией с титулом «Сверловский и Ирбитский».

Из Москвы, где от митрополита Сергия он получил назначение, владыка Аркадий прибыл в Невьянск. Здесь он предполагал обосновать архиерейскую кафедру, но свое намерение осуществить не успел. 15 декабря 1931 года в Невьянске епископ Аркадий был арестован.

18 декабря 1931 года Владыку этапировали в Омск. 29 июля 1932 года ОСО при Коллегии ОГПУ приговорило его к трем годам ссылки в Казахстан «за контрреволюционную монархическую деятельность». Срок ссылки епископ Аркадий отбывал в городе Петропавловске. Но и оттуда он поддерживал связь со своими духовными чадами. Так, в 1934 году Владыка передал священнослужителям поселка Михайловский завод антиминс, подписанный рукою Святейшего Патриарха Тихона, а также большое количество богослужебных книг для совершения тайных богослужений в случае закрытия действовавшего храма.

В апреле 1935 года епископ Аркадий вернулся из ссылки. Он посетил Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Сергия, и был возведен им в сан архиепископа. Но назначения на кафедру не получил и некоторое время жил на покое в поселке Балмошная, в пригороде Перми. Владыка съездил в Кунгур, где помолился на могиле матери, встретился с близкими по духу священниками и монахами. Он не подозревал, что один из его близких знакомых являлся осведомителем НКВД и там были в курсе всех его контактов и разговоров.

29 сентября 1935 года архиепископа Аркадия снова арестовали по постановлению НКВД по Свердловской области. По делу проходило 32 человека, в их числе и духовник Владыки игумен Афанасий (Трушков), и его келейник отец Иоанникий.

Архиепископу Аркадию было предъявлено обвинение в том, что он «является организатором контрреволюционной группы и вел активную контрреволюционную агитацию». Кроме того, его обвиняли в принадлежности к Истинно-православной Церкви – одному из ее течений, называемому «иосифлянским».

21 января 1937 года «за участие в контрреволюционной группе церковников» архиепископ Аркадий был приговорен к заключению в ИТЛ сроком на пять лет.

Сам Владыка позднее рассказывал о том, как проходил суд: «Принесли бумажку, я расписался за три года, подал кассацию, мне утвердили 5 лет».

Для отбывания срока заключения архиепископ Аркадий был отправлен в распоряжение Управления Сиблага, в город Мариинск. В сентябре 1937 года его перевели в Ново-Ивановское отделение Сиблага. Жил он в подконвойном городке, работал на полевых работах бригадиром.

Здесь же отбывал срок заключения бывший Пермский архиепископ Павлин (Крошечкин). Он тоже был бригадиром на сельскохозяйственной ферме. Архиереи старались держаться вместе: они вместе ели, спали в лагерном бараке на соседних нарах.

Являясь бригадиром, архиепископ Аркадий старался, насколько было возможно, беречь людей от непосильной физической работы. Это послужило поводом для обвинения его в плохой организации труда заключенных, в срыве плановых показателей.

Владыка и в заключении сохранял любовь к богослужениям. Несмотря на опасность, он служил в лагерном бараке молебны, в которых участвовали заключенные. Осведомители сообщали в спецотдел, что организаторами молебнов являлись заключенные архиереи.

28 сентября 1937 года против Архипастырей было возбуждено новое уголовное дело. Их обвинили в участии в «контрреволюционной группировке заключенных из бывших служителей культа, возглавляемой бывшим архиепископом Крошечкиным».

28 октября архиепископа Аркадия приговорили к высшей мере наказания – расстрелу. Приговор приведен в исполнение 3 ноября 1937 года.

Вместе с ним были осуждены и расстреляны архиепископ Павлин (Крошечкин) и группа единомышленного духовенства.

Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года архиепископ Аркадий (Ершов) прославлен в лике святых Новомучеников и Исповедников Российских от Пермской епархии.

Память совершается 21 октября  / 3 ноября.


[1] Вероятно, им был насельник Белогорской обители иеромонах Афанасий (Трушков). После разгона монастыря он уединенно жил в лесу. Множество верующих обращалось к нему за советом и назиданием. Иногда иеромонах Афанасий и сам приходил в Кунгур, где исповедовал людей. В 1927 г. епископом Аркадием был возведен в сан игумена.

[2] Ныне село Ленек.

[3] Дата его возведения в сан протоиерея неизвестна.

[4] Уральская область образована в ноябре 1923 года. В ее состав вошли бывшие губернии: Екатеринбургская, Пермская, Тюменская и Челябинская.