Усердные молитвенные труды и глубокое познание святоотеческих творений позволили отцу Антония со временем стать выдающимся миссионером-проповедником и наставником новоначальных монахов. Его проповеди, как и проповеди настоятеля монастыря архимандрита Варлаама, привлекали в монастырь тысячи паломников. За годы служения в обители он приобрел и многочисленную паству. Влияние на нее отца Антония оказалось очень благодатным и плодотворным. Слова белогорского казначея охотно печатали «Пермские Епархиальные ведомости». На страницах этого издания можно, в частности, познакомиться и с его патриотическими обращениями к соотечественникам.[1] «Поболее бы нашим монастырям таких воспитателей», – отмечалось в газете. [2]
В 1909 году отец Антоний назначен благочинным Белогорской обители,[3] в 1911 году – казначеем, затем – исполняющим обязанности настоятеля монастыря во время отсутствия в обители архимандрита Варлаама.
В этот период времени соборный храм Белогорский обители был выстроен только наполовину – отсутствовали средства для окончания постройки. Конечно, ни о каком украшении храма говорить тогда не приходилось. Но энергичная деятельность отца Антония, его горячие проповеди расположили сердца многих людей. Купцы и крестьяне, рабочие и чиновники после общения с ним «с радостью и умилением» жертвовали на святое дело строительства храма. Именно «златые уста» отца Антония позволили значительно сократить сроки строительства собора и великолепно украсить его богатой церковной утварью.
С 1915 года иеромонах Антоний нес дополнительное послушание скитоначальника, заменяя находившегося на полях Первой мировой войны игумена Серафима (Кузнецова).
В первых числах июня 1917 года в обители состоялось последнее величественное празднество – освящение Крестовоздвиженского собора. В ходе торжеств по освящению Соборного храма иеромонах Антоний был назван одним из главных виновников успешного завершения строительных работ. За Божественной Литургией епископ Пермский и Кунгурский Андроник посвятил его в сан игумена и наградил палицей «за усердные и великие труды в деле созидания и украшения Соборного храма».
Замечательные способности отца Антония раскрылись и на писательском поприще. В ноябре-декабре 1917 года, после прихода к власти большевиков, он издал в Перми свой замечательный труд: «Симфонию обетований, прообразов и пророчеств из Ветхого Завета с Новозаветной Евангельской историей, изречениями Самого Господа, Св. Апостолов и Св. Отцов…», в котором, в частности, пророчески писал: «Мир уснет тяжким непробудным греховным сном, будет вращаться в преступной, безобразной, развращенной жизни…» Преподаватель Пермской Духовной семинарии Николай Колосов в предисловии к этой работе отметил «возвышенность и умилительность всего ее строя».
После зверского убийства большевиками настоятеля Белогорской обители архимандрита Варлаама, 12 августа 1918 года, игумен Антоний был назначен на его место.
В марте 1919 года он по-прежнему значился в числе братии Белогорской обители,[4] но при наступлении красных отец Антоний и часть насельников монастыря ушли с отступающими войсками адмирала Колчака.
В этом же году в городе Иркутске игумен Антоний был арестован большевиками и расстрелян.
[1] «Пермские Епархиальные Ведомости», 1915, № 8-9, с. 222.
[2] «Пермские Епархиальные Ведомости», 1909, № 30, с. 617.
[3] ГАПК, ф. 198, оп. 1, д. 456, л. 4 об.
[4] ГАПК, ф. 37, оп. 7, д. 1, л. 2.