Священномученик Алексий (Алексей Григорьевич Стабников), протоиерей, настоятель Христорождественского собора поселка Юг Пермского уезда Пермской губернии
Родился 15 марта 1868 года в семье псаломщика церкви села Спас Утешения Рязанской губернии.
24 июня 1889 года окончил Рязанскую Духовную семинарию.
20 октября 1889 года рукоположен в сан диакона в церковь села Троицкое Михайловского уезда Рязанской епархии.
29 июня 1891 года рукоположен в сан священника в церковь села Никольское Сапожского уезда Рязанской епархии.
С 1 ноября 1891 года по 1 января 1895 года являлся законоучителем и заведующим школой грамоты села Никольского.
С января 1895 года по 31 декабря 1897 года преподавал Закон Божий в земской школе того же села.
7 ноября 1897 года принят в Пермскую епархию и определен на служение в церковь Нязепетровского завода Красноуфимского уезда.
С 22 ноября 1897 года по 11 февраля 1903 года являлся законоучителем Нязепетровского 3-го училища и 1-й женской земской школы.
В 1897 году награжден серебряной медалью в память Императора Александра III. 16 марта 1901 года награжден набедренником.
С 12 декабря 1902 года по 11 февраля 1903 года являлся законоучителем Нязепетровского министерского двухклассного училища.
С 12 ноября 1902 года по 1 сентября 1903 года был заведующим Нязепетровской церковно-приходской школы.
19 августа 1903 года переведен в Спасо-Преображенскую церковь Александровского завода Соликамского уезда.
С 5 октября 1903 года по 1 сентября 1908 года преподавал Закон Божий в Александровском мужском приходском училище.
С 13 марта 1904 года по 1 сентября 1908 год являлся законоучителем Луньевского смешанного училища.
10 апреля 1904 года награжден скуфьей.
С 1905 года по 1908 год исполнял должность духовного следователя 1-го округа Соликамского уезда.
6 мая 1907 года награжден благословением Святейшего Синода с грамотой.
С 1 сентября 1908 года по февраль 1911 года – законоучитель Александровского земского женского училища.
С 5 сентября 1908 года по февраль 1911 года – заведующий Усьвинской церковно-приходской школы.
С 1908 года по 1911 год исполнял должность духовного следователя 1-го округа Соликамского уезда на 2-е трехлетие.
В 1910 году награжден серебряной медалью в память 25-тилетия церковно-приходских школ.
11 января 1911 года переведен в Богоявленскую церковь города Чердыни.
9 июня 1911 года переведен в Воскресенский собор города Чердыни.
С 30 марта 1911 года по 26 октября 1913 года являлся благочинным 1-го округа Чердынского уезда и города.
6 мая 1912 года награжден благословением Святейшего Синода с грамотой.
В августе-ноябре 1912 года являлся председателем уездного предвыборного осведомительного комитета.
20 марта 1913 года за заботы о благе Иоанно-Богословской женской обители в городе Чердыни отцу Алексию Стабникову выражена благодарность и призвано Божье благословение с грамотой.
С 1 сентября по 1 декабря 1913 года преподавал Закон Божий в приготовительных и параллельных классах Чердынской женской гимназии.
В 1913 году награжден юбилейной бронзовой медалью в память 300-летия Царствования Дома Романовых, а также нагрудным знаком-крестом в то же воспоминание и как пожизненный член Братства Святого Стефана Великопермского Епархиального общества трезвости.
9 октября 1913 года епископом Пермским и Соликамским Палладием (Добронравовым) возведен в сан протоиерея и переведен в Христорждественский собор Юговского завода.
С 26 октября 1913 года по 20 января 1915 года являлся благочинным 2-го округа Пермского уезда.
В то же время с 1 декабря 1913 года по 15 апреля 1914 года преподавал Закон Божий в Юговской министерской школе.
26 марта 1914 года по прошению переведен в градо-Пермскую Свято-Троицкую (Слудскую) церковь с оставлением на прежних должностях.
С 16 апреля 1914 года по 20 января 1915 года являлся законоучителем градо-Пермской Константиновской церковно-приходской школы.
С 19 апреля 1914 года по 20 января 1915 года – председатель Пермского уездного отделения Епархиального Училищного Совета.
6 мая 1914 года награжден наперсным крестом.
С 29 сентября 1914 года по 10 февраля 1915 года преподавал Закон Божий в градо-Пермской 4-й женской школе.
В 1914 году избран депутатом на Епархиальные съезды от духовенства 2-го округа Пермского уезда.
С 1914 года состоял почетным членом Братства Святителя Стефана Великопермского, был избран пожизненным членом миссионерского общества.
С 1914 года по 1915 год являлся секретарем Пермского Епархиального Попечительного Совета и членом правления Епархиального Братства трезвости.
20 января 1915 года вновь переведен в Христорождественский собор Юговского завода на должность настоятеля.
С 1 сентября 1915 года – законоучитель Юговской министерской школы.
В марте 1917 года от Оренбургского учебного округа получил звание учителя высшего начального училища. С сентября 1917 года являлся законоучителем в Юговской двухклассной смешанной школе.[1]
4 октября 1918 года расстрелян в Перми как заложник[2] вместе со священником Константином Широкинским.[3]
9 октября 1918 года газета Пермского Губернского Исполнительного Комитета Советов Рабочих, Крестьянских и Армейских депутатов «Известия», опубликовала список расстрелянных заложников. В публикации, в частности, говорилось следующее:
«Из Чрезвычайной Комиссии… нам сообщают:
По постановлению Пермской Губернской Чрезвычайной Комиссии по борьбе с контр-революцией, спекуляцией и преступлениями по должности, разстреляно 37 заложников; одни – за их явную контр-революционную деятельность, другие – в ответ на покушение на членов Чрезвычайной Комиссии. Разстреляны следующия лица:
…№ 28 – Стабников Алексей Григорьевич, священник-монархист, председатель «Союза Русскаго Народа».
Чрезвычайная Комиссия предупреждает, что в случае дальнейших покушений на советских работников, в случае контр-революционных выступлений, оставшиеся заложники будут безпощадно разстреливаться».[4]
Кроме протоиерея Алексия Стабникова в расстрельном списке значались: священник Спасской церкви города Соликамска Григорий Гаряев (за № 21), протоиерей города Соликамска Шкляев Александр Николаевич (за № 22), и священник Свято-Троицкой (Слудской) церкви города Перми Константин Широкинский (за № 37).[5]
Тогда же Судебным Следователем Пермского Окружного Суда по важнейшим делам было произведено расследование зверств Красного террора. В одном из следственных дел колчаковской комиссии зафиксировано дознание вдовы протоиерея Алексия Стабникова – Стабниковой Наталии Михайловны. Содержание его таково:
«Мой муж, протоиерей Алексей Григорьевич Стабников, в последние шесть лет служил настоятелем Юговского собора. Семья наша состояла из нас двоих и четверых детей – сыновей Тихона, Николая, Всеволода и дочери Софии (по мужу Данцигер). Муж мой относился отрицательно к левым политическим течениям, но не был и монархистом. Когда власть в государстве была захвачена большевиками, и когда притеснительная тактика большевиков начала давать себя чувствовать духовенству, муж в своих проповедях открыто порицал действия нового правительства. Свои проповеди он писал на пишущей машине и провозглашал их в церкви уже с готоваго листа, который потом у него сохранялся. Почему-то муж уничтожать своих сочинений не желала, хотя можно было предвидеть, что при первом обыске они попадут в руки большевиков.
Когда после ареста в Перми архиепископа Андроника здесь и в Мотовилихе прекратились богослужения, у нас в Юговском заводе церковная служба продолжалась, но священники (в Югу было четыре священника) были обязаны подпиской о прекращении проповедей и служб вне церкви.
Очевидно, муж был у большевиков на виду, потому что ходила молва, исходившая от дьякона Онисима Решетникова (разстрелян Сибирскими войсками за явное сочувствие большевикам) о том, будто бы мой муж был председателем Юговского Союза русскаго народа и вообще контр-революционером. Однако большевики долгое время наших священников не беспокоили.
Как-то в августе прошлаго 1918 года наше духовенство получило от председателя сформировавшейся к тому времени в Юговском заводе Чрезвычайной Комиссии некоего Синякова (говорили, приехал из Москвы) разрешение на крестный ход. После крестнаго хода священники пошли с крестом в частные дома, за что были вызваны в «Чрезвычайку» и получили внушение.
После этого все как будто бы снова успокоилось. В субботу, после праздника Воздвижения – 28 сентября по новому стилю, около полудня совершенно неожиданно, ко всем священникам вдруг явились одновременно члены «Чрезвычайки» с вооруженными красноармейцами на обыски. К нам явился сам Синяков с тремя незнакомыми красноармейцами. Он обыскал только письменный стол мужа и этажерку с нотами. …В столе-то и оказались листы с проповедями мужа, листки какого-то общества ревнителей Православной веры и кое-какия иныя бумаги. Синяков просмотрел все это и забрал с собою, причем придавал какое-то особенное значение листкам, заявляя, что они-то и служат средством распространения неповиновения власти.
После обыска муж был арестован и отправлен в «Чрезвычайку». В тот же день арестованы были священники Алексей Лебедев и Александр Селивановский и несколько местных обывателей. Между прочими – старик Желнин (имени и отчества не знаю), бывший на самом деле местным председателем Союза Русскаго Народа. Четвертый священник Павел Наумов был оставлен на свободе для отправления треб, но и он впоследствии был арестован.
Из священников наших погиб только мой муж, остальные же были освобождены и отделались лишь уплатой денег и принудительными работами.
В ночь на 1 октября арестованных увезли из Юговского завода в Пермь, причем с ними поехал сам Синяков. Через день и я поехала в Пермь. Всех наших священников держали здесь в Исправительном Арестантском отделении в одной камере. Я и прибывшая днем ранее моя дочь носили пищу мужу, но свидания нам с ним не давали.
В Пермской «Чрезвычайке» мне удалось узнать, что дело о моем муже находилось в производстве следователя Микалаша. К последнему я обратилась за справками по делу. Микалаш мне на вопросы ответил, что муж мой обвиняется в серьезном преступлении, что по его проповедям он явный контрреволюционер, да еще и «председатель Союза Русскаго Народа», и что он, наверно, будет разстрелян.
Когда я пошла в тюрьму с пищей, в воскресенье, 6 октября, то пищи не приняли и даже возвратили субботнюю с объяснением, что муж уже взят «Чрезвычайкой». Отправившись в «Чрезвычайку», я от какой-то служащей барышни, наводившей справки, узнала, будто бы мужа моего отправили на работы в Кизеловския копи. Конечно, это не была правда, и я потом еще ходила в «Чрезвычайку» добиваться сведений о муже и просила выдать его тело и бывшия при нем деньги, но мне твердили одно.
Потом я послала в «Чрезвычайку» дочь с Данцигером. Когда Данцигер с возмущением отозвался, что большевики только арестуют да грабят, его тут же арестовали и затем угнали на работы и продержали около трех месяцев.
Во второй половине ноября я пошла опять в «Чрезвычайку». Тут по моей просьбе выдали мне удостоверение, от 19 ноября 1918 года за № 6437 такого содержания: «Удостоверение. Выдано сие от Пермской Губернской Чрезвычайной Комиссии гр. Стабниковой в том, что муж ея по постановлению Губчрезкомиссии от 4-го октября с/г. разстрелян. Заведующий отделом Воробцов».
Бывшия при муже деньги (сто рублей) мне тоже были выданы, а вещей не выдано. Где и при каких обстоятельствах муж мой был разстрелян, я не знаю. Тело его до сего времени не найдено, выкопанные за городом трупы я осматривала и жду новых раскопок. …Служившие в Юговской «Чрезвычайке» все разбежались и скрылись. Поясняю еще, что скорый разстрел мужа последовал, очевидно, потому, что за несколько дней перед этим здесь, на Кунгурской улице, была кем-то брошена бомба под автомобиль, в котором ехали члены «Чрезвычайки».
Наталия Стабникова».[6]
После занятия Перми Белой армией, 8 мая 1919 года по Сибирскому тракту, на 4 версте от города Перми, на свалке нечистот были вырыты из земли восемь трупов: семь из них духовнаго звания и один светский. Среди прочих, были найдены тела протоиерея Алексия Стабникова и священника Слудской церкви города Перми отца Константина Широкинского. Трупы эти перевезены в Пермский Городской анатомический покой для опознания родными и знакомыми.[7]
Отпевание замученных священников было совершено 13 мая собором духовенства во главе с временно управляющим Пермской и Кунгурской епархией епископом Борисом (Шипулиным). Похоронены на Архиерейском кладбище у Свято-Преображенского Кафедрального собора.[8]
Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года протоиерей Алексий (Стабников) прославлен в лике святых Новомучеников и Исповедников Российских.
Память совершается 21 сентября / 4 октября.
[1] ГАПК, Ф. 195, оп. 1, д 25, Лл 6 об. –11; д. 35, л. 4 об.–5 об.; Ф. 198, оп. 1, д. 540, л. 6 об.–12.
[2] Там же; «Освобождение России», № 17, 1919 г.
[3] Королев. В. «Простите, Звезды Господни», Фрязино, 1999 г., с. 17.
[4] ГАРФ, ф. 9440, оп. 1, д. 1919, л. 136.
[5] Там же.
[6] ГАРФ, ф. 9440, оп. 1, д. 1919, л. 210, 210 (об.), 211, 211 (об.).
[7] ГАРФ, ф. 9440, оп. 1, д. 1919, л. 171.
[8] «Освобождение России», 1919 г., № 101, 102.