Алексий (Коротков), послушник, преподобномученик († 12/25 августа 1918)

Иеродиакон Евфимий (Коротков) родился 27 июля 1882 года в семье крестьян Осинского уезда Ермиевской волости. Образование получил домашнее.

8 декабря 1903 года Владимир Коротков поступил в Белогорский монастырь вместе со своим братом – Алексием Трофимовичем Коротковым.

Вслед за братьями пришел в обитель и их отец, Трофим Коротков. Монашеская жизнь пришлась ему по душе, и он остался в монастыре до кончины, приняв перед смертью иноческий постриг.

 В обители братья прошли все послушания. 5 декабря 1905 года Владимир Коротков был облечен в рясофор, а 14 октября 1912 года пострижен в монашество с именем Евфимий.

29 марта 1913 года епископом Пермским и Соликамским Палладием (Добронравовым) монах Евфимий рукоположен в сан иеродиакона.

Брат его, Алексий (Коротков), тоже собирался принять иночество, но с началом первой Мировой войны братьям пришлось расстаться. Алексия призвали в действующую армию, а отец Евфимий был назначен служить на подворье Белогорского монастыря в Перми.

Иеродиакон Евфимий слыл белогорским поэтом. В 1914 году в стихотворении «Голос долга» он писал:

«…Голос долга – это совесть,

Слушать мы его должны,

Как божественную повесть,

Иль преданье старины.

Кто б ты ни был, брат-читатель,

Но в житейской злой борьбе

Береги, что дал Создатель,

В назидание тебе.

С юных лет и до могилы

Голос долга не глуши:

В нем и мощь твоя, и сила,

И спасение души!..»

Послушник Алексий (Коротков) прослужил в армии всю войну, участвовал во многих сражениях. За проявленное в боях мужество был награжден Георгиевским крестом.

В феврале 1918 года он получил отпуск и поехал домой.
Сразу с поезда Алексий пошел на монастырское подворье. Но недолго утешались братья радостью встречи.

До Перми доходили известия, что советская власть приняла закон о национализации церковного имущества. Повсеместно начались нападения вооруженных отрядов на храмы и монастыри.

Белогорская обитель была по преимуществу миссионерской; миссионерство понималось здесь не только как борьба с заблуждениями раскольников и сектантов, но и с соблазнами западноевропейских материалистических учений. Поэтому из всех монастырей Пермской епархии большевики больше всех ненавидели Белогорскую обитель, и как только им удалось собрать небольшой вооруженный отряд, они сразу же двинулись разорять все то, что относилось к этому монастырю.

8 февраля на Белогорское подворье ворвались вооруженные большевики. Они вели себя бесцеремонно: вторгались в кельи с обысками, все переворачивали и забирали понравившиеся вещи. Затем у стен подворья бандиты расстреляли ни в чем неповинных женщин – за то, что те защищали святыню от поруганья и разграбленья.[1]

После этого грабители приступили к арестам; среди других были арестованы и братья Коротковы.

9 февраля отца Евфимия и послушника Алексия привели на берег Камы, где после долгих истязаний убили.[2] Но топить в реке изуродованные тела страстотерпцев не стали, оставив на льду для устрашения инакомыслящих. Утром на тела мучеников натолкнулись извозчики. Их узнали, была послана телеграмма родным, и ко дню погребения, назначенного на 12 февраля, приехали мать и сестры.

Утром этого дня колокол Белогорского подворья призывал народ в храм на молитву. К моменту отпевания сюда сошлась вся православная Пермь: тысячи свечей окружали гробы, служились одна за другой панихиды. Отпевание и погребение мучеников воспринималось всеми как обретение новых святых заступников, и скорбь потери даже у родных сменилась благодатной радостью от соприкосновения со святостью.

Вскоре после мученической кончины братьев их мать и сестры приняли монашество. Одна из сестер в память о братьях писала:

«Вы были первые страдальцы

За веру в наши времена.

Господь запишет в Книгу жизни

Навечно ваши имена…»

Белогорские преподобномученики были погребены на одном из кладбищ Перми.


[1] «Освобождение России», № 51, 1919 г.

[2] ГАПК, ф. 37, оп. 7, д. 10. л. 1-2; ГАРФ, Ф. 9440, оп. 1, д. 1, л. 101.