
Священномученик Александр (Александр Николаевич Шкляев), протоиерей церкви Воскресения Христова города Соликамска Пермской губернии
Родился 5 января 1864 года в семье священника.
1 сентября 1884 года по окончании пятого курса Пермской Духовной семинарии согласно прошению уволен по болезни.
Со 2 декабря 1884 по 15 августа 1887 года состоял в должности законоучителя и учителя в Дивьинском начальном народном училище.
Резолюцией епископа Чебоксарского Кирилла (Орлова), временно управлявшего Пермской епархией, определен штатным диаконом к Свято-Троицкой церкви Веретийского села Соликамского уезда и проезжавшим чрез город Пермь Архиепископом Иркутским и Нерчинским Вениамином (Благонравовым) 23 августа 1887 года рукоположен в Пермском Кафедральном соборе в сан диакона.
С 1 сентября 1887 года по 14 сентября 1888 года являлся учителем и законоучителем Веретийской церковно-приходской школы.
14 сентября 1888 года епископом Пермским и Соликамским Владимиром (Никольским) рукоположен в сан священника к Михаило-Архангельской церкви села Сажино Кунгурского уезда.
С 1 октября 1888 года по 23 октября 1896 года – законоучитель Сажинского земского училища.
С 1890 года по 16 ноября 1896 года – заведующий Володинской и Бартовской церковных школ Сажинского прихода.
23 сентября 1896 года согласно прошению переведен к Петро-Павловской церкви села Таборы Оханского уезда.
С 1 сентября 1902 года по 4 декабря 1903 года – преподавал Закон Божий в Чекменевском земском училище Таборской волости.
17 ноября 1903 года согласно прошению епископом Пермским и Соликамским Иоанном (Алексеевым) переведен в Оханскую Александро-Невскую тюремную церковь.
1 января 1904 года утвержден казначеем Епархиального училищного совета.
24 марта 1904 года указом Пермской Духовной Консистории переведен в Оханский Успенский собор с откомандированием для служения в тюремной церкви.
С 6 марта 1907 года по 16 ноября 1909 год являлся законоучителем нижних чинов Оханской конвойной команды.
26 октября 1909 года переведен в Воскресенскую церковь города Соликамска.[1]
С 1 декабря 1909 года по 1 октября 1916 год – преподавал Закон Божий в Соликамском мужском двухклассном приходском училище.
5 марта 1909 года епископом Пермским и Соликамским Палладием (Добронравовым) утвержден в должности Председателя Оханского уездного Отделения Епархиального Училищного Совета. В этой должности находился до 21 декабря 1909 года.
21 декабря 1909 года утвержден в звании Члена Соликамского Уездного отделения Епархиального училищного совета с возложением обязанностей делопроизводителя отделения. В том же году переведен в Воскресенскую церковь города Соликамска.[2]
14 сентября 1916 года – законоучитель Соликамского высшего начального училища.
21 апреля 1918 года ко дню Святой Пасхи награжден палицей.[3]
В августе 1918 года протоиерей Александр Шкляев был арестован и препровожден в Пермскую ГубЧК в качестве заложника.
9 октября 1918 года газета Пермского Губернского Исполнительного Комитета Советов Рабочих, Крестьянских и Армейских депутатов «Известия» опубликовала список лиц, расстрелянных «в ответ на покушение на членов Чрезвычайной Комиссии». В этом списке, среди расстрелянных, под № 22 значится священник города Соликамска Шкляев Александр Николаевич.[4]
В материалах Предварительного Следствия Судебного Следователя Пермского Окружного Суда по важнейшим делам «об убийстве по постоновлениям б. чрезвычайной Комиссии ряда лиц духовного звания», в показаниях Богословского Павла Степановича есть такое свидетельство: «Что касается разстрела священника Гаряева (из Соликамска), то как о нем, так и о разстреле протоиерея Шкляева (тоже из Соликамска) я слышал лично от священника Якова Васильевича Шестакова, также убитаго красноармейской шайкой уже после прихода сибирских войск. Священник Шестаков мне передавал, что разстрел Шкляева происходил на 5-й версте по Сибирскому Тракту и что он ходил туда, отыскал там наполовину закопанный труп разстреляннаго, но извлечь его для погребения не мог (прот. Шкляев — близкий родственник Шестакова)».[5]
8 мая 1919 года по Сибирскому тракту, на 4 версте от города Перми на свалке нечистот были вырыты из земли восемь трупов: семь из них духовного звания и один светский. Трупы эти перевезены в Пермский Городской анатомический покой для опознания родными и знакомыми. [6]
Тогда же Судебным Следователем Пермского Окружного Суда по важнейшим делам Короновским был допрошен в качестве свидетеля настоятель тюремно-Скорбященской церкви при Пермской Губернской тюрьме протоиерей Андрей Петрович Знаменский.
Отец Андрей дал следующие показания:
«Я – двоюродный брат погибшаго здесь от руки большевиков священника, протоиерея Соликамской Богоявленской церкви Александра Николаевича Шкляева. Вместе с ним я учился… в Пермской Духовной Семинарии.
Во второй половине августа прошлаго 1918 года от священника, настоятеля Воскресенской церкви отца Василия Шишова я узнал, что в городе Соликамске по распоряжению «Чрезвычайки» был арестован священник Шкляев, котораго доставили сюда, в «Чрезвычайку» и уже разстреляли. Шишов разсказывал это со слов дочерей покойнаго, которые в бытность свою в Перми у него временно жили. Никаких подробностей о причине ареста священника Шкляева и обстоятельствах его расстрела отец Шишов мне не передавал и говорил, что даже близким семейным Шкляева это неизвестно.
На днях я узнал, что в местный Городской Анатомический покой доставлено с 4-ой версты по Сибирскому тракту несколько трупов мужчин, разстрелянных большевиками, причем в числе их признаны священники. Трупы эти освидетельствованы Вами 10 сего мая. Я ходил также в Анатомический покой посмотреть трупы, причем сначала никого в трупах не узнал. Но зайдя посмотреть трупы сегодня, когда они [были] обмыты, в одном трупе, помеченном в протоколе освидетельствования № 3, со всей уверенностью признал своего двоюроднаго брата, протоиерея Александра Николаевича Шкляева. По описанию в протоколе приметы его совершенно подходят… Вчера я встретил здесь дочь священника Шкляева Агнию Александровну Шкляеву (проживает в архиерейском доме у священника Салтурина, студентка), которая также сказала, что в сказанном трупе она также с уверенностью признала своего отца. Кроме того, на поясе… бывшим на трупе, по отмытии найдена метка «А. Н. Ш. октября 20, 15 г.» Тело священника Шкляева еще не предано земле. Я подал в Соликамск, вдове покойнаго, Марии телеграмму, и думаю, что на днях она будет здесь.
Протоиерей А. Знаменский».[7]
11 мая 1919 года в Пермском анатомическом покое Судебный Следователь Пермского Окружного Суда по важнейшим делам, провел освидетельствование восьми найденных трупов. Причем под № 3 освидетельствован «…труп мужчины выше средняго роста, правильнаго, крепкаго телосложения… на вид лет 60-65. На трупе надеты: полотняная простая белая рубаха… на шее длинная массивная панцырная серебрянная цепь с маленьким серебрянным крестиком. …На затылке почти на середине его имеется зияющая, неправильной формы рана величиною 18х12 см. Все черепныя кости раздроблены; головной мозг отсутствует».[8]
Судя по тому, что список расстрелянных, среди которых значился протоиерей Александр Шкляев, был опубликован в газете «Известия» 9 октября 1918 года,[9] можно сделать вывод, расстрел его был совершен не позднее этого числа.
Отпевание замученных священников было совершено 13 мая собором духовенства во главе с временно управляющим Пермской и Кунгурской епархией епископом Борисом (Шипулиным). Похоронены на Архиерейском кладбище у Свято-Преображенского Кафедрального собора.[10]
Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года протоиерей Александр (Шкляев) прославлен в лике святых Новомучеников и Исповедников Российских.
Память совершается 10 / 23 декабря.[11]
[1] ГАПК, Ф. 540, оп. 1, д. 6, л. 24 об.–30 об.
[2] Ершов П., диак. «Справочная книга Пермской епархии», Пермь, типография Каменского П.Ф., 1911 г., с.86.
[3] «Пермские Епархиальные Ведомости», 1918, №l5-17, с. ЗЗ.
[4] ГАРФ, ф. 9440, оп. 1, д. 1919 л. 135, 135 (об.)
[5] ГАРФ, ф. 9440, оп. 1, дело 2, стр. 59.
[6] ГАРФ, ф. 9440, оп. 1, д. 1919 л. 171.
[7] ГАРФ, ф. 9440, оп. 1, д. 1919 л. 180, 180 (об).
[8] ГАРФ, ф. 9440, оп. 1, д. 1919, л. 171 (об.).
[9] «Известия» Пермского Губернского Исполнительного Комитета Советов Рабочих, Крестьянских и Армейских депутатов, от «9» октября 1918 года № 198.
[10] «Освобождение России», 1919 г., № 101, 102.
[11] Дамаскин (Орловский), иером. «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним». Тверь, 1996 г., кн.2, с. 114.