Священномученик Александр (Александр Иванович Малиновский), священник церкви села Верх-Суксунское Красноуфимского уезда Пермской губернии
Родился 12 апреля 1892 года в городе Петровске Саратовской губернии в семье потомственного священнослужителя – иерея Иоанна Малиновского – и его супруги Александры Петровны Островидовой. Александр получил образование в городском двухклассном училище, а после переезда семьи в город Вольск продолжил обучение в духовном училище. По окончании училища поступил в Пермскую духовную семинарию. Вскоре женился на дочери священника Димитрия Затопляева, Вере Дмитриевне. В семье родилось двое детей: сыновья Михаил и Валериан.
В 1913 году Александр Иванович закончил семинарию по первому разряду и был рукоположен в сан священника для Спасо-Преображенской церкви села Гамова Пермского уезда. Вместе с исполнением своих пастырских обязанностей отец Александр заведовал Гамовской и Костаревской церковно-приходскими школами, одновременно преподавая в школе села Гамова Закон Божий. В 1915 году являлся законоучителем в Осенцовском земском народном училище Верхне-Муллинского прихода.
Став председателем церковно-приходского попечительства и общества «Трезвение», отец Александр начал активную борьбу с распространенным в селе недугом пьянства. За свою деятельность на этом поприще был награжден в 1914 году набедренником.
В годы первой мировой войны молодой ревностный священник старался помогать фронту, собирая денежные средства. «Весьма рачителен в изыскании средств и сборе пожертвований на военные нужды», – говорилось в его послужном списке за 1915 год.
Труды отца Александра не остались незамеченными священноначалием: в 1915 году ко дню Святой Пасхи «за приходское благоустройство» он получил скуфью, а в 1916 году удостоился Архипастырского благословения.
Священник Александр Малиновский обладал весьма представительной внешностью: высокий ростом, крепкий телосложением, с благородными чертами лица и пышными, вьющимися волосами, обрамлявшими высокий лоб. Будучи хорошим проповедником, он наставлял и поддерживал в то трудное предреволюционное время не только прихожан своего храма, но и жителей Перми, нередко произнося проповеди в часовне святителя Стефана Пермского.
За усердное проповедование Слова Божия в часовне братства Святого Стефана слушатели поднесли ему два священнических облачения и рясу. В послужном списке священника говорилось: «Поведения отличного; в проповедовании слова Божия усерден и исправен; катехизацию по программам ведет неопустительно».
В сентябре 1916 года отец Александр поступил в Казанскую Духовную Академию. В 1917 году, согласно собственному прошению, был переведен для служения во Введенскую церковь села Верх-Суксунского Красноуфимского уезда.[1]
Здесь его застали революционные события.
Летом 1918 года в Красноуфимском уезде начались массовые крестьянские волнения, охватившие множество волостей. Для отца Александра Малиновского это было тревожное, страшное время: бои шли почти у самого Верх-Суксунского, где он служил.
После подавления народных восстаний по всему Красноуфимскому уезду прошли расправы. Однако отец Александр, 26-летний священник, и тогда продолжал безбоязненно проповедовать в храме. «Миряне, – обращался отец Александр с амвона, – знаете ли вы, что делается сейчас в Петрограде и Москве? Там большевики в церквах и соборах ставят лошадей, ругаются над верой православной. Православные! Не допустим надругательства над нашей святыней, постоим за веру православную!»
По доносу двух волостных милиционеров, слышавших его проповеди о бесчинствах большевиков, отец Александр был арестован. Произошло это при следующих обстоятельствах.
Из Красноуфимска в село Верх-Суксунское был направлен отряд красноармейцев. Верующие, еще издали заметив их, ударили в набат. Отец Александр находился в то время в церкви, его закрыли, повесив снаружи на двери замок. Подъехав к храму, командир отряда с трудом прошел сквозь толпу к церковным дверям, взломал замок и вошел внутрь, расталкивая устремившихся за ним прихожан. Священник стоял в алтаре с крестом в руках, вознося в последний раз молитвы пред престолом Божиим. Благословив свою паству, он направился к выходу.
Прихожане заполнили всю площадь, не давая красноармейцам пройти и не отпуская батюшку. Но прикладами винтовок толпу оттеснили, а отца Александра посадили на подводу и повезли в Красноуфимск. Многие из прихожан еще долго бежали за удалявшимися подводами.
Священника повезли в Красноуфимскую уездную тюрьму; по дороге красноармейцы арестовали иерея Красноуфимского Свято-Троицкого собора отца Льва Ершова. В тюрьме их поместили в одну камеру.
В ночь на 2/15 сентября 1918 года большевики повели священников за город, в так называемый «Холодный лог» и заставили выкопать себе могилу. Затем над ними зверски издевались: их обвили колючей проволокой, после чего отцу Александру выстрелили в лицо. Пуля прошла под левой глазницей, застряв в голове, но мученик был еще жив. Тогда мучители набросили на шею священника епитрахиль и задушили его. Вместе с отцом Александром был расстрелян священник Лев Ершов.
Вскоре после этих событий в Красноуфимск вступили части Белой армии. Тела двух убиенных иереев и других жертв красного террора были обнаружены в лесу, за Иннокентьевским городским кладбищем. 24 сентября невинных страдальцев с честью отпели в Свято-Троицком соборе Красноуфимска и похоронили в ограде собора, рядом с могилой протоиерея Алексия Будрина, также принявшего мученическую кончину от рук красноармейцев.
В 1935 году Свято-Троицкий собор был закрыт, могилы погибших священнослужителей сровняли с землей, а позже на их месте устроили автодром.
Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года священник Александр (Малиновский) прославлен в лике святых Новомучеников и Исповедников Российских от Пермской епархии.
21 июля 2002 года, в день Казанской иконы Божией Матери, у Свято-Троицкого собора Красноуфимска было вскрыто захоронение и обретены честные мощи священномучеников.
Открылась кирпичная кладка склепа и обнаружен широкий гроб, в котором покоились останки двух священников. Мощи отца Александра Малиновского находились у южной стены склепа. Иерей был облачен в ризы. В гробу сохранилось Евангелие и два креста: наперсный и напрестольный бронзовый. Голова священномученика с прядями длинных вьющихся волос наклонена к правому плечу и покрыта покровцом. Под левой глазницей зияло пулевое отверстие. Шейные позвонки повреждены, левая бедренная кость сломана. Из черепа новомученика была извлечена револьверная пуля калибра 7,62 миллиметра системы «Наган» и обнаружен нательный медный позолоченный крестик с надписью: «Верхотур».
Мощи священномучеников Александра и Льва открыты для поклонения в Свято-Троицком соборе города Красноуфимска.[2]
Память совершается 20 августа / 2 сентября.
[1] ГАПК, Ф. 542, Оп. 1, д. 23, л. 169 об.–170 об.
[2] Использован материал сайта Пермской епархии и страница в Базе данных ПСТГУ.