Мы должны возблагодарить Господа, за то, что Он сподобил нас дожить до наступления Великого поста, за то, что мы сегодня имеем возможность находиться под сводами храма, слышать слово Божие, слышать слова Великого покаянного канона. К большому сожалению, сегодня среди нас уже нет многих людей, которые вместе с нами год назад молились за богослужением в дни Великого поста. Смертоносное поветрие, которое обуревает сегодня наш мир, унесло жизни очень многих людей, которые не предполагали, что Господь таким образом распорядится их судьбой. Сегодня им могут помочь только наши молитвы и наше желание молиться о их упокоении. Мы должны возблагодарить Господа за то, что Он еще дает нам время для того, чтобы мы смогли испытать себя, свою жизнь, и обратиться к Нему с раскаянием, принести Ему свое подлинное покаяние.
Часто бывает так, что человек ходит в храм Божий, но при этом он не обращает должного внимания на состояние своей души. Смысл нашего обращения к Богу, нашей молитвы состоит, прежде всего в том, чтобы суметь увидеть свое ветхое состояние, обратить внимание на свою жизнь. Жизнь человека внешне может казаться благочестивой, но при этом мысли, чувства, намерения, желания и действия человека могут расходиться с волей Божией. Мы должны постоянно задавать себе вопрос и оценивать свои поступки и свою жизнь – совместима ли она с волей Божией, с нашим спасением, богоугодны ли наши дела?
Святая Церковь в дни Великого поста призывает нас обратить внимание на свою душу, почувствовать те процессы, которые в ней происходят, и если мы сознаем, что в нашей душе не все соизмерно с волей Божией, если нас что-то не устраивает в нашем состоянии, то мы должны это исповедовать. Затем, причастившись Святых Христовых Таин, мы явным образом ощутим, как облегчение коснется нашей души и всего нашего человеческого естества. Об этом свидетельствует личный опыт многих и многих людей. Святая Церковь в дни святой четыредесятницы не только призывает нас к покаяниию, но и предлагает нам средства на пути к нему. В тексте Великого покаянного канона мы слышим следующие слова: «Душе моя, восстани, что спиши? Конец приближается…». Мы не знаем, когда Господь призовет к Себе каждого из нас, нам неизвестно время нашей земной кончины, потому Церковь взывает к душе человека, предлагая ей воспрять, восстать от духовного сна и обратиться к Богу с покаянием.
Я хочу пожелать всем нам, чтобы время, которое Господь благословил прожить нам в дни Великого поста, не прошло напрасно. Каждый год, каждый день, каждый час приближает нас к смерти. Мы не можем знать промысла Божиего о нас. Поэтому мы не должны проводить время Великого поста напрасно, лишь рассуждая о том, что мы должны сделать, чтобы исправить свою жизнь. Мы должны твердо встать на путь покаяния, то есть изменения ума, изменения своей жизни. Мы должны понимать, что покаяние не возникает в человеке лишь от того, что он переступил порог храма, но покаяние есть дар Божий, который приобретается духовным трудом. Вступая в дни Великого поста, Церковь воспевает: «… покаяния, отверзи ми двери, Жизнодавче…». Тем самым мы просим у Господа, чтобы Он открыл нам дверь покаяния, чтобы Он сподобил нас подлинного переживания своей греховности, а не формального, мнимого состояния, которое наполнено нашим самомнением и которым мы часто подменяем раскаяние. Мы просим у Господа, чтобы Он сподобил нас покаяться о неправильно проживаемой нами жизни, о своих греховных делах.
Иногда человек готовит себя к посту, молится, у него есть стремление говеть и причаститься Святых Христовых Таин, но когда пост заканчивается, человек снова возвращается к своей прежней , греховной жизни. Это серьезная, я бы сказал, роковая, ошибка, в этой ошибке есть корень зла: в дни поста мы трудимся, пытаемся себя очистить, просим Господа помочь нам избавиться от греховного груза, который мы несем всю свою жизнь, а после все это теряем. К окончанию поста мы должны понимать, что мы оставили свою прежнюю, греховную жизнь, греховные привычки и не должны никогда больше возвращаться к ним. Если мысль нас сподвигает снова вспомнить то греховное, от чего мы отказались, то недостойное, что мы совершали прежде, мы должны отсекать эту мысль и не соглашаться с прилогом. Святые отцы учат тому, что если мы хотим отсечь греховную мысль, мы никогда не должны рассуждать о ней, но однозначно отказаться от нее.
Дни Великого поста – святые дни, которые Святая Церковь освящает особыми песнопениями и молитвами, предлагая нам образы покаяния. В тексте Великого канона преподобного Андрея Критского, который мы сегодня слышали за богослужением, есть слова о том, чтобы мы подражали праведникам и не подражали грешному человеку. Дни Великого поста укрепляют нас духовно на всю последующую жизнь, сколько Господь сподобит прожить каждому из нас. Дай Бог, чтобы эти дни были проведены нами с пользой, чтобы они принесли нам утешение, удовлетворение и духовную радость. Дай Бог, чтобы святая четыредесятница произвела в нас плод духовный, когда мы очистим свою душу от грехов искренним раскаянием, искренним сознанием того, что мы грешны. Дай Бог, чтобы наше покаяние было настоящим, облегчающим душу и все наше человеческое естество. Когда это произойдет, мы почувствуем, что Господь принял нашу исповедь, принял наше покаяние, наше раскаяние и осознание грехов. Будем молиться о том, чтобы нам никогда не повторять тех грехов и тех ошибок, от которых мы избавимся в дни Великого поста, а через это мы облегчим свою душу и свою жизнь. Аминь.