Праздник Преображения Господня, это тот великий праздник, который напоминает нам о преображении и нашей жизни, о преображении наших душ и сердец.
К большому сожалению, для многих людей, пришедших сегодня в храм, праздник Преображения Господня ассоциируется лишь с традицией освящения яблок и винограда. С такими мыслями и намерениями, человек теряет главный смысл празднуемого сегодня события.
Праздник Преображения Господня это прежде всего память о реально свершившемся историческом событии, когда Господь, взяв с Собой Петра, Иоанна и Иакова взошел на гору Фавор, чтобы помолиться. И когда Он молился, ученики увидели, что преобразилось лицо Его и одежды. От видения этого неестественного для них света ученики Христовы пали на землю и услышали Голос из облака: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 17;5) . Так повествует нам святой евангелист Матфей в евангельском повествовании, которое читается сегодня за Божественной литургией.
Вся земная жизнь Господа есть образ смирения, терпения, любви, сострадания и милосердия. Лишь в нескольких эпизодах Евангелия, мы видим как Господь Иисус Христос являет Свою Божественную силу. Прежде всего это Преображение на горе Фавор. До этого события, ученики, сопутствовавшие Господу многие дни и месяцы в Его земной жизни, никогда не видели Его в Божественной славе — Преображенным. И вдруг, Господь им явил Себя во славе и нетоварном Свете, настолько, насколько природа человека могла это воспринять. Ученики Христовы увидели также Моисея и Илию, которые беседовали со Христом о предстоящих Ему страданиях.
Конечно, на Петра, Иоанна и Иакова Преображение Господне произвело неизгладимое впечатление, никогда ранее Они не видели своего Учителя во славе. Мы знаем, что при Крещении Иисуса Христа на Иордане Голос с небес также свидетельствовал о Нем: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк. 1;11). Также во время Входа в Иерусалим, люди постилали пальмовые ветви и свои одежды пред Господом, видя в Нем земного царя. Это те немногие моменты из земной жизни Спасителя, когда Иисус Христос предстает перед нами как Богочеловек, как посланник Неба, властитель над всем тем, что окружало и сопутствовало Ему в Его земной жизни. Во все остальное время, начиная от Рождения в Вифлеемском вертепе, Он всегда являл Себя как Человек, в смирении, любви, милосердии и сострадании к ближним.
Событие Преображения Господня является свидетельством богопосланнической Миссии, которую исполнил Господь, придя на землю по воле Бога Отца, дабы принести Себя в Жертву нас ради и нашего ради спасения. Господь Преобразился перед Своими учениками, чтобы они видели и засвидетельствовали, что Господь обладает славой и властью на Небе и на земле, а потому Его пришествие в мир, Его страдания искупление рода человеческого, являются добровольными и свершились по любви к человеку. Господь явил Свою славу, чтобы апостолы повествовали миру в Евангелии и в проповедях об этом событии.
В молитвословиях праздника Преображения Господня часто встречается слово «Свет». «Да воссияет и нам, грешным, свет Твой присносущный молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе», — поем мы. Праздник Преображения — это праздник Света. Преобразившийся Господь явил Своими ученикам необыкновенный Свет, который свидетельствовал о Его Божественной природе, Свет, которым призваны просветиться и все мы, именующие себя христианами.
Святые отцы, говоря о сегодняшнем празднике, повествуют, что взошедшие на гору Господь и ученики неким образом отдалились от тварного мира, окружавшего их, отдалились от суеты, тем самым свидетельствовуя всем, что для приближения к Богу, чтобы озарить свою душу и сердце светом Божественным, мы также должны суметь оставить свои житейские попечения, которые нас обременяют и не дают подумать о наших отношениях с Богом, о нашей духовной жизни. Только тогда, когда мы преодолеем в своей душе тягу к земным вещам, суету этого мира, преодолеем искушения, мы сможем приблизиться ко Господу и сподобиться просвещения невещественным, нетварным Светом, который видели святые апостолы в момент Преображения.
Евангелие также повествует нам, что, когда Господь с учениками спустился с горы, то вновь увидели скорби, страдания, болезни…
Да преобразит Милосердный Господь и наши души и сердца молитвами Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы, молитвами святых апостолов.
Освящение плодов в этот день — благочестивая церковная традиция, которая совмещена с праздником Преображения Господня. Мы должны освящать не только начатки плодов, даруемых нам Богом — виноград и яблоки, но и все то, что окружает нас, — наши жилища, все то, что дает нам Милосердный Господь, все то, что мы производим своими руками мы должны освящать, испрашивая у Бога благословения, чтобы плоды трудов наших были нам во исцеление и на пользу.
По своей сути праздник Преображения Господня является свидетельством Божием перед лицом всего мира, о возможности преображения каждого человека, которое должно стать целью нашей жизни и к которому мы все должны стремиться. Аминь.
Митрополит Пермский и Кунгурский Мефодий