Богослужением Православной Христианской Церкви называется соединение молитвословий, песнопений, чтений слова Божия и священнодействий, совершаемых по определенному, установленному Церковью, чину или порядку чрез посредство пастырей Церкви. Богослужение, как внешняя сторона религии, служит средством для выражения христианами внутренней религиозной веры и благоговейных чувств к Богу, а равно и средством для таинственного общения с Богом.
Отсюда и цель установленного Православною Церковью Богослужения заключается:
- во-первых, в том, чтобы дать христианам наилучший способ для выражения обращаемых к Господу прошений, благодарений и славословий;
- во-вторых, в том, чтобы научить и воспитать верующих в истинах Православной веры и правилах христианского благочестия;
- и, в‑третьих, в том, чтобы вводить верующих в таинственное общение с Господом и сообщать им благодатные дары Святаго Духа.
Разделение Богослужения на общественное и частное
Богослужение, которое совершается от лица всей Церкви и по потребностям, общим для всех христиан, называется общественным: оно выражает общение всей Церкви со Христом; а Богослужение, совершаемое по нуждам и желаниям отдельных лиц, называется частным: оно выражает общение отдельных членов с Церковью и чрез нее со Христом.
Разделение церковных служб на постоянные и особенные
Православное Богослужение состоит из многоразличных церковных служб. Сообразно с делением христианского Богослужения на общественное и частное, и церковные службы делятся на два главных вида:
- на службы, которые служат выражением жизни и деятельности всей Церкви, — службы постоянные или обычные (их всего девять: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, 1‑й час, З‑й час, 6‑й час, 9‑й час и литургия);
- на службы, которые имеют отношение к потребностям только отдельных членов Церкви, — это службы особенные, частные, так называемые требы (чин крещения, венчания, чин погребения усопших, освящение воды, молебны и мн. др.).
Понятие о кругах Богослужения
Службы общественного Богослужения слагаются из троякого рода молитвословий и песнопений:
- одни из этих молитвословий и песнопений приспособлены к известным часам суток (дня), например, к вечеру, полуночи, утру и т. д., сообразно с воспоминаемыми в то время священными событиями;
- другие приспособлены к дням седмицы, сообразно с воспоминаниями, усвоенными этим дням (например, в воскресенье прославляется Воскресение Христово, в понедельник — бесплотные силы и т. д.);
- третьего рода молитвословия и песнопения приспособлены к дням года, сообразно с событиями, воспоминаемыми в каждый день года (например, 1 октября — Покров Пресвятой Богородицы, 25 декабря — Рождество Христово, 23 апреля — святого великомученика и победоносца Георгия и т. д.).
Молитвословия и песнопения, приспособленные к определенным часам дня, образуют из себя службы дневные, суточные. На каждый день эти службы неизменны и составляют как бы основание общественного Богослужения, так что и самое название свое получают от времени их совершения (служба, совершаемая вечером, называется вечерней, и т. д.).
Суточные (дневные) службы, изменяясь в течение дня, по прошествии дня снова начинаются и следуют в том же порядке как и в прежний день. Весь ряд служб дня и называется кругом Богослужения суточным или дневным.
Молитвословия и песнопения, приспособленные к дням седмицы, образуют из себя службы седмичные. Службы эти, изменяясь с каждым днем седмицы, по прошествии ее снова начинаются и следуют в том же порядке как и в прежнюю седмицу. Весь ряд служб седмицы и называется кругом Богослужения седмичным.
Молитвословия и песнопения, приспособленные к дням года, образуют из себя службы годовые. Службы эти, изменяясь с каждым днем года, по прошествии его снова начинаются и следуют в том же порядке. Весь ряд служб года и называется кругом Богослужения годовым.
Но эти три вида Богослужения не в отдельности совершаются, а совмещаются в каждой вообще церковной службе, потому что каждый день есть и день суточный и день седмицы (например, вторник, среда и т. д.) и день года (например, 1, 2 января и т. д.); при этом службы суточные являются основными, к которым присоединяются службы седмичного и годового кругов Богослужения.