Почему Бог сотворил мир?

Прежде чем говорить о побуждении и о цели творения, необходимо установить разницу между понятиями «побуждение» и «причина». Обычно, говоря о Боге как о Причине творения мира, свв. отцы указывают на Божественную благость как на одно из свойств Божиих и даже на некоторый преизбыток этой благости. Преп. Иоанн Дамаскин пишет: «Благой и преблагой Бог не удовольствовался созерцанием Себя Самого, но по преизбытку благости Своей благоволил, чтобы произошло нечто, что в будущем пользовалось бы Его благодеяниями и было причастно Его благости».

Однако в данном случае, говоря о благости как о причине творения, нельзя понимать термин «причина» в общепринятом смысле. Ведь Бог не нуждался в каком-либо объекте, на который Ему требовалось бы излить Свою любовь. Тварного мира могло и не быть, Бог мог бы его и не творить, однако внутренняя жизнь Пресвятой Троицы от этого не стала бы беднее. В. Н. Лосский пишет: «Творение – это свободный акт… Для Божественного существа оно не обусловлено никакой «внутренней необходимостью»… Бог потому Творец, что пожелал им быть». Последние слова этой цитаты – единственный ответ на вопрос: «Почему Бог сотворил мир?» Верно, что Бог является Творцом мира по Своей благости и по Своей любви и само творение мира является проявлением Божественной благости. Однако благость и любовь Божия – не причина, а свободное побуждение, в соответствии с которым Бог творит мир, тогда как понятие причины заключает в себе момент необходимости.

Для чего Бог сотворил мир?

Если на вопрос о причине творения не может быть дано исчерпывающего ответа, а возможно лишь указать на Божественную благость как побуждение для творения мира, то на вопрос о цели творения Священное Писание и Священное Предание дают более конкретные ответы.

  • Блаженство твари: Даешь им – принимают; отверзаешь руку Твою – насыщаются благом (Пс.103:28). Бог дает твари все обильно для наслаждения (1Тим.6:17).
  • Слава Божия: Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь (Пс.18:2). Тертуллиан пишет: «Из ничего (создал Бог) мир, для украшения Своего величия». Слова Тертуллиана и сходные с ними по смыслу тексты Священного Писания не стоит понимать буквально, потому что Бог не нуждается в каком-либо восхвалении. Господь Иисус Христос в Первосвященнической молитве говорит, что Он имел у Отца славу еще прежде бытия мира (Ин.17:5). Сам Бог, Пресвятая Троица, есть Бог славы, и каждая из Ипостасей Троицы в Священном Писании называется Богом славы. Бог Отец назван обладателем славы (см.: Еф.1:14, 16), Сын Божий – «сиянием» этой славы (см. Евр.1:3), а Дух Святой – «Духом славы» (см.: 1Пет.4:14).

В действительности между двумя вариантами ответа на вопрос «Для чего Бог сотворил мир?» существует взаимосвязь, которая позволяет уяснить суть второго ответа. Свят. Филарет Московский говорит: «По бесконечной благости и любви Своей Он [Бог] желает… иметь благодатных причастников славы Своей… она даруется от Него, приемлется причастниками, возвращается к Нему, и в сем, так сказать, кругообращении славы Божией состоит блаженная жизнь и благобытие тварей». Примерно то же самое сказано в «Православном исповедании»: «Должно веровать… что Бог, будучи благ и преблаг, хотя Сам в Себе пресовершен и преславен, сотворил из ничего мир на тот конец, дабы и другие существа, прославляя Его, участвовали в Его благости».

Совершенство творения

Согласно Божественному Откровению, мир, созданный Богом, является совершенным. И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма (Быт.1:31). Эти слова хорошо весьма (слав. добро зело) являются неизменной характеристикой творения. Совершенство творения следует понимать в том смысле, что мир со всеми силами и законами, которые ему присущи, целиком и полностью отвечает тем целям и задачам, ради которых он был создан. Даже после грехопадения мир сохраняет свою ценность в очах Божиих, и эта изначальная его характеристика остается в силе. Хотя Священное Писание говорит, что после грехопадения вся тварь покорилась суете (Рим.8:20), а мир человеческий лежит во зле (1Ин.5:19), само творение не становится злом, поскольку всякое творение по природе своей благо, даже если по какой-то причине способ существования твари изменился и пришел в противоречие с тем способом, который изначально был задан ей Творцом. Это видно из слов ап. Павла: Всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою (1Тим.4:4).

Говоря о том, что мир, в котором мы существуем, является совершенным и благим, христианство не считает, что этот мир есть лучший из миров, лучше которого в принципе быть не может. Состояние нашего мира, конечно, не является «наилучшим», потому что если бы это действительно было так, то невозможно было бы никакое нравственное совершенствование. Кроме того, сам искупительный подвиг Спасителя, который и имеет своей целью совершенствование человека, а через него и всего мира, был бы лишен смысла.

Апостол Петр говорит, что христиане ожидают нового неба и новой земли, на которых обитает правда (2Пет.3:13). Иными словами, по обетованию Божию, на смену настоящему состоянию мира придет новое состояние, более совершенное.