«О призвании всех людей ко спасению. Спасительное значение исполнения нами законов Православной Церкви»

Всякий раз за вечерним богослужением мы слышим богодухновенную предсмертную песнь праведного Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко»…

Эта дивная песнь взята нашею Церковью из евангельского повествования о сретении Господнем, которое мы, мои возлюбленные о Христе братия и сестры, слышали ныне за Литургией. В особенности замечательны здесь дальнейшие слова: «яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей» (Лк. 2, 30-31). В этих словах возвещается великая истина о призвании Богом всех людей ко спасению. Нам полезно вспомнить эту истину, ибо нередко некоторые из нас смущаются помыслами: почему так мало спасающихся и так много погибающих для вечной блаженной жизни. А эти помыслы влекут нас к великому греху ропота против Бога, будто Господь может быть виновником нашей погибели. Настоящие евангельские слова изобличают этот грех, ибо Господь всех людей зовет ко спасению.<…>

Господь всех зовет в Свое Царство. Но не все люди слушают этот божественный призыв и подчиняются спасительной воле Божией. Большинство из нас продолжает слушать только самих себя и следовать указаниям только своей самолюбивой и греховной воли на свою вечную погибель. Поэтому, слыша слова св. Симеона Богоприимца о призвании Богом всех людей ко спасению, не будем, возлюбленные, невнимательными к сему божественному призыву.

Что же мы должны делать? На этот вопрос отвечает нам то же самое нынешнее литургийное евангельское чтение, в котором говорится, что Господь с самых младенческих лет Своей земной жизни исполнял закон Моисеев, т. е. закон ветхозаветной Церкви. Он не имел в сем никакой нужды, как Божественный Праведник, но поступал так для того, чтобы заставить нас грешников исполнять закон Своей новозаветной Церкви для нашего собственнjго блага. В этом законе, или установлениях нашей Церкви, выражены все заповеди Божии. А какое великое спасительное значение они имеют для нас, об этом так говорит божественный Псалмопевец: «во век не забуду оправданий Твоих, яко в них оживил мя еси. Сего ради возлюбих заповеди Твоя паче злата и то-пазия. Коль сладка гортани моему словеса Твоя, паче меда устом моим» (Пс..118:93, 127, 103). Какое значение имеют для нас заповеди Божии, об этом говорит нам и св. Евангелие. Кто исполняет заповеди, тот, по учению Христа Спасителя, похож на человека, который построил дом свой на камне. Сего дома не уничтожат никакие бури и дожди (Мф. 7, 24-25). Кто исполняет заповеди Христа, тот имеет радость Самого Бога (Ин. 16, 10-11).

Поэтому будем, возлюбленные, следуя примеру Христа Спасителя, свято блюсти все божественные заповеди или законы нашей Церкви, чтобы избавиться благодатью Божией от всех коз-ней диавола и еще до смерти увидеть, подобно Симеону Богоприимцу, свое спасение и, подобно ему, умереть, прославляя Бога за все Его дивные дела в нашей жизни, для вечного и радостного единения со Христом в будущем нескончаемом веке. Аминь.

В сокращении.

Архиепископ Серафим (Соболев). Проповеди. София, 1944.

www.slovo.russportal.ru