Преподобномученица Великая княгиня Елисавета родилась 20 октября 1864 года в протестантской семье Великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской Королевы Виктории. В 1884 году она вышла замуж за Великого князя Сергея Александровича, брата Российского Императора Александра III.
Видя глубокую веру своего супруга, Великая княгиня всем сердцем искала ответ на вопрос – в какой религии содержится истина? Она горячо молилась и просила Господа открыть ей Свою волю. И Господь не оставил ее просьбу без ответа.
В 1888 году, Великокняжеская чета посетила Святую Землю. Во время этой поездки совершилось важное для Русской Палестины торжество – освящение храма св. равноапостольной Марии Магдалины, построенного Императором Александром III, Великим князем Сергеем Александровичем, их братьями и сестрой в честь их матери Императрицы Марии Александровны.
Храм святой Марии Магдалины был воздвигнут на Елеонской горе, с которой открывался вид на старый Иерусалим. Стоя у храма, Великая княгиня воскликнула: «Как хорошо быть похороненной на этом святом месте!» Тогда она не знала, что произнесла пророчество, которому суждено было исполниться.
Посещение Великой Княгиней, еще исповедовавшей протестантскую веру, Палестины – стало важным событием в ее духовном возрастании. Она твердо решила перейти в Православие.
13 апреля 1891 года, в Лазареву субботу, над Елисаветой Феодоровной был совершен чин принятия в Православную Церковь. В том же году Великий князь Сергей Александрович получил назначение на должность генерал-губернатора города Москвы.
Посещая храмы, больницы, детские приюты, дома для престарелых и тюрьмы, Великая княгиня видела много страданий. И везде она старалась сделать что-либо для помощи страждущим.
После начала в 1904 году русско-японской войны Елисавета Феодоровна во многом помогала фронту, русским воинам. Трудилась она до полного изнеможения.
5 февраля 1905 года произошло событие, изменившее всю жизнь Елисаветы Феодоровны. От взрыва бомбы революционера-террориста Каляева погиб ее супруг Великий князь Сергей Александрович. Бросившаяся к месту взрыва Елисавета Феодоровна увидела картину, по своему ужасу превосходившую человеческое воображение. Молча, без крика и слез, стоя на коленях в снегу, она начала собирать и класть на носилки части тела горячо любимого мужа.
С того времени Елисавета Феодоровна решила посвятить свою жизнь Господу через служение людям и создать в Москве обитель труда, милосердия и молитвы. Она купила на улице Большая Ордынка участок земли с четырьмя домами и обширным садом. В обители, которая получила название Марфо-Мариинской, были построены два храма – в честь праведных Марфы и Марии и Покрова Пресвятой Богородицы, а также больница, считавшаяся впоследствии лучшей в Москве, аптека, где лекарства отпускались бедным бесплатно, детский приют и школа. Вне стен обители был устроен дом-больница для женщин, больных туберкулезом.
10 февраля 1909 года обитель начала свою деятельность. 9 апреля 1910 года за всенощным бдением епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов) по чину, разработанному Святейшим Синодом, посвятил насельниц обители в звание крестовых сестер любви и милосердия. На следующий день за Божественной литургией, митрополит Московский и Коломенский Владимир возвел Елисавету Феодоровну в сан настоятельницы обители. Великая княгиня сказала в тот день: «Я оставляю блестящий мир … но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир – в мир бедных и страдающих».
В Марфо-Мариинской обители Великая княгиня Елисавета Феодоровна вела подвижническую жизнь: спала на деревянной кровати, часто не более трех часов; пищу употребляла весьма умеренно и строго соблюдала посты; в полночь вставала на молитву, а потом обходила все палаты больницы, нередко до рассвета оставаясь у постели тяжелобольного. Она говорила сестрам обители: «Не страшно ли, что мы из ложной гуманности стараемся усыплять таких страдальцев надеждой на их мнимое выздоровление. Мы оказали бы им лучшую услугу, если бы заранее приготовили их к христианскому переходу в вечность».
С 10–20 июля 1914 года Великая княгиня совершила паломничество к святыням Пермской губернии. Вместе с Елисаветой Феодоровной в поездке приняли участие казначея Марфо-Мариинской обители В.С. Гордеева, гофмейстер высочайшего двора А.П. Корнилов, егермейстер А.А. Зуров и две гостьи из Германии: сестра Елисаветы Феодоровны – принцесса Виктория Баттенбергская и ее дочь Луиза.
Главной целью поездки в Пермскую губернию было посещение Верхотурского Свято-Николаевского мужского монастыря, где почивают честные мощи святого праведного Симеона Верхотурского.
По пути в Пермь Великая княгиня сделала краткую остановку в селе Елово Осинского уезда, расположенном на правом берегу реки Камы. Несмотря на просьбу Елисаветы Феодоровны «не беспокоиться», ее встречали со всей полагающейся случаю торжественностью. Богатое село к прибытию Царственных особ было украшено флагами, зеленью и без счета – полевыми цветами. Чиновные лица, местные жители и учащиеся местной земской школы поднесли дорогим гостям хлеб-соль и рукодельные подарки. Село было заполнено тысячами людей, прибывших из ближних и дальних сел и деревень. В открытой коляске Елисавета Феодоровна вместе с прибывшими гостями проследовала в сельский храм святых апостолов Петра и Павла. У церковной ограды Ее Высочество было встречено духовенством… во главе с настоятелем Спасо-Преображенской Фаворской пустыни игуменом Ювеналием (Килиным). По окончании молебна и многолетия Царскому дому Великая княгиня …направилась на пристань. Народ пел афонским распевом «Достойно есть» и гимн «Боже, Царя храни». На пристани удостоилась разговора с Великой княгиней крестьянка села Шульдихи, дочь которой пребывала в Москве, в Марфо-Мариинской обители.
11 июля 1914 года пароход «Межень» под гул церковных колоколов пришвартовался на пристани губернского города Перми. По прибытии на пароходе высоких гостей приветствовал губернатор края И.Ф. Кошко, его супруга и дочь, и множество официальных лиц. После приветственных речей и подношения хлеб-соли и просфоры от архиерея с кратким приветствием к прибывшим обратился игумен Белогорского Серафимо-Алексиевского скита отец Серафим:
«Ваше Императорское Высочество, благоверная Государыня Великая княгиня! Приспе день светлого торжества, град Пермский радуется и все монашествующие ликовствуют… Насельники Белогорской обители и Серафимо-Алексеевского скита, в преддверии скорого лицезрения Вашего Высочества восторженно приветствуют тебя, благоверная княгиня, с благополучным вступлением в пределы Пермской земли. Да будет благословенно вхождение твое отныне и до века!»
При криках «Ура!» Великая княгиня проследовала к кафедральному собору, где была встречена на паперти епископом Пермским и Соликамским Палладием со всем градо-Пермским духовенством. В соборе Ее Высочество выслушала молебствие святителю Стефану Великопермскому. В Крестовой церкви собора была совершена ектенья и молитва перед Черниговской иконой Божией Матери. Елисавете Феодоровне были представлены многие уважаемые горожане и игумении всех монастырей Пермской епархии. После трапезы в Архиерейских покоях началась Всенощная, которая окончилась в 11 часов вечера, после чего Ее Высочество проследовала на отдых на пароход «Межень».
На следующий день в 6 часов утра началась Божественная литургия в Успенском женском монастыре. По окончании Литургии игуменией Ниной была преподнесена Великой княгине Казанская икона Божией Матери в шитой золотой ризе.
Далее предстоял путь на Белую Гору в обитель Святителя Николая. Поезд с высокими гостями и сопровождавшими его пермскими начальственными лицами отошел от железнодорожной станции Пермь-2. В восьми верстах от Перми и в полуверсте от Бахаревского Серафимо-Алексеевского Казанского монастыря поезд остановился. Сестры монастыря со священником крестным ходом с пением тропаря Казанской Божией Матери встретили Августейшую паломницу… Под звон колоколов и монашеское пение поезд проследовал дальше – до станции Ергач. Здесь, также при большом скоплении восторженно настроенного народа Великая княгиня со спутницами села в открытый экипаж, запряженный тройкой лошадей и при криках «Ура!» и пении «Боже, Царя храни!» направилась к Белогорскому Свято-Николаевскому мужскому миссионерскому монастырю.
По дороге Августейшая паломница посетила храмы в селах Троельга, Ерши и Бымовский Завод, где тысячи людей в праздничных одеждах приветствовали Великую княгиню… К пяти часам вечера 13 июля коляска с Елисаветой Феодоровной и ее сопровождением достигла Белой Горы. На площади у Иверского храма Ее Высочество была встречена настоятелем монастыря архимандритом Варлаамом (Коноплевым) и братией Белогорской обители.
Ко времени посещения Августейшей паломницей Белой Горы на вершине ее было в разгаре строительство крупнейшего на Урале Крестовоздвиженского собора. Великая княгиня со спутниками прибыла ко Всенощной, которую Преосвященный Палладий в сослужении монастырской братии совершил в Иверском храме.
14 июля в девять часов утра началась Божественная Литургия. После чтения Евангелия слово произнес владыка Палладий, а во время причастного – начальник Серафимо-Алексеевского скита игумен Серафим.
Духовное торжество продолжилось на следующий день. Рано утром 15 июля Елисавета Феодоровна в открытом экипаже проследовала в Серафимо-Алексеевский скит монастыря, расположенный в пяти верстах от Белой Горы.
Скитники встретили гостью крестным ходом во главе с начальником и строителем скита игуменом Серафимом (Кузнецовым). Великая княгиня молилась во время Литургии в Серафимовском храме скита, посетила келью скитоначальника. В пещерной церкви во имя преподобных Киево-Печерских отцев была отслужена панихида по благоверном князе Сергее Александровиче. Прощаясь с насельниками, Ее Высочество пожаловала в скит большого размера икону преподобного Серафима Саровского с частью камня, на котором он молился тысячу дней и ночей. Игумену Серафиму (Кузнецову) Елисавета Феодоровна подарила подписанный собственноручно свой портрет в рамке с короной. Во время визита в Пермскую епархию игумен Серафим постоянно находился в непосредственной близости к Великой княгине: неоднократно сослужил епископу Палладию, сопровождал Елисавету Феодоровну во время ее поездок, вел с ней доверительные беседы.
По пути в Верхотурье Великая княгиня получила телеграмму от сестры-государыни с просьбой сугубых молитв о России в связи с готовящейся войной. 16 июля Августейшая паломница прибыла в Верхотурье и сразу же последовала в Свято-Николаевский мужской монастырь.
17 июля 1914 года стало известно о начале войны и объявленной в стране мобилизации. В связи с этими событиями был отложен запланированный визит в Алапаевск и Екатеринбург. Елисавета Феодоровна, возвращаясь из Верхотурья в Пермь, посетила Свято-Троицкий монастырь, расположенный на горе Благодать.
20 июля поздно вечером Великая княгиня и принцесса Баттенбергская Виктория с дочерью срочно отбыли на поезде из Перми в Москву.
Игумен Серафим объясняет это последнее паломничество Елисаветы Феодоровны ее желанием изменить своими горячими молитвами к Богу ход неблагоприятных для государства и династии событий, благодатно повлиять на умонастроение народа, вызвать в нем воодушевление и патриотическое чувство.
С начала Первой мировой войны Великая княгиня организовала помощь фронту. Под ее руководством формировались санитарные поезда, устраивались склады лекарств и снаряжения, отправлялись на фронт походные церкви.
Отречение Императора Николая II от престола явилось большим ударом для Елисаветы Феодоровны. Душа ее была потрясена, она не могла говорить без слез. Елисавета Феодоровна видела, в какую пропасть летела Россия, и горько плакала о русском народе, о дорогой ей Царской семье.
В ее письмах того времени есть следующие слова: «Я испытывала такую глубокую жалость к России и ее детям, которые в настоящее время не знают, что творят. …Святая Россия не может погибнуть. Но Великой России, увы, больше нет. Мы… должны устремить свои мысли к Небесному Царствию… и сказать с покорностью: «Да будет воля Твоя»».
Великую княгиню Елисавету Феодоровну арестовали на третий день святой Пасхи 1918 года, в Светлый вторник. В тот день Патриарх Тихон служил молебен в Марфо-Мариинской обители.
С Великой княгиней разрешили поехать сестрам обители Варваре Яковлевой и Екатерине Янышевой. Их привезли в сибирский город Алапаевск 20 мая 1918 года. Сюда же были доставлены великий князь Сергей Михайлович и его секретарь Феодор Михайлович Ремез, великие князья Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи и князь Владимир Палей. Спутниц Елисаветы Феодоровны отправили в Екатеринбург и там отпустили на свободу. Но сестра Варвара добилась, чтобы ее оставили при Великой княгине.
5 /18 июля 1918 года ночью узников повезли в направлении деревни Синячихи. За городом, на заброшенном руднике, и совершилось кровавое преступление. С площадной руганью, избивая мучеников прикладами винтовок, палачи стали бросать их в шахту. Первой столкнули Великую княгиню Елисавету. Она крестилась и громко молилась: «Господи, прости им, не знают, что делают!» Вслед на ней в яму столкнули и других узников.
Несколько месяцев спустя армия адмирала Александра Колчака заняла Екатеринбург и в октябре 1918 года тела мучеников были извлечены из шахты. После осмотра тел алапаевских мучеников всех их омыли, облачили в белые одежды и положили в простые деревянные гробы.
18 октября при огромном стечении народа было отслужено Всенощное бдение. На следующее утро в Свято-Троицком соборе Алапаевска – заупокойная Литургия и отпевание мучеников. Гробы их перенесли в склеп, устроенный в южной стороне алтаря, вход в который тут же замуровали кирпичами. Распоряжение о месте погребения сделал адмирал А. В. Колчак.
В это время в Екатеринбурге вместе с колчаковскими войсками оказался Белогорский игумен Серафим (Кузнецов).
В июне 1919 года к Екатеринбургу и Алапаевску вновь подступили красные, встал вопрос о вывозе останков убиенных, дабы избежать их осквернения. Генерал М.К. Дитерихс, безоговорочно доверявший игумену Серафиму, способствовал получению им от Верховного правителя адмирала Колчака разрешения на перевозку гробов.
Вместе с отцом Серафимом в спасении останков приняли участие два послушника Серафимо-Алексеевского скита – Максим Григорьевич Канунников и Серафим Димитриевич Гневашев.
14 июля 1919 года, погрузившись с гробами в товарный вагон, скитники отправились из Алапаевска в сторону Сибири. Состав двигался вместе с колебаниями фронта – медленно и с задержками. От высокой температуры и духоты из щелей гробов сочилась тленная жидкость. От гроба же Великой княгини Елизаветы Федоровны распространялось благоухание; вытекавшую оттуда жидкость собирали, как святыню в бутылочки.
«От Алапаевска до Тюмени ехал в одном вагоне с гробами 10 дней, сохраняя свое инкогнито, и никто не знал в эшелоне, что я везу 8 гробов, – описывал подробности скорбного путешествия игумен Серафим. – Это было самое трудное, ибо я ехал без всяких документов на право проезда, и предъявлять уполномочия было нельзя, ибо тогда бы меня задержали местные большевики, которые, как черви, кишели по линии железной дороги. Когда я прибыл в Ишим, где была ставка главнокомандующего (им был в то время ген.-лейт. М.К. Дитерихс), то он не поверил мне, что удалось спасти тела, пока своими глазами не убедился… Он дал мне на вагон открытый лист, как на груз военного назначения, с которым мне было уже легче ехать… Предстояла еще опасность в Омске, где осматривали все вагоны. Но Бог и здесь пронес нас, ибо наш вагон, вопреки правилам, прошел без осмотра».
Много позже отец Серафим рассказывал игумении Гефсиманской обители в Иерусалиме матушке Варваре, что во время всего пути Великая княгиня Елисавета Феодоровна не раз являлась и направляла его.
Наконец, после 47 дней пути восемь гробов в глубокой тайне были доставлены в Покровский женский монастырь города Читы и здесь вскрыты. Тело Великой княгини не было подвергнуто тлению, только высохло. Монахини вновь обмыли останки страдальцев, а тела Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары облачили в монашеские одежды. Гробы мучеников пребывали в Покровском монастыре в течение шести месяцев, с 30 августа 1919 по 5 марта 1920 года.
Тем временем наступление красных продолжалось, оставлять тела страстотерпцев в Чите было опасно. По распоряжению генерала М.К. Дитерихса, предстояло вывезти святыни дальше, в Китай.
Снова с соблюдением строжайшей тайны все восемь гробов были подняты, погружены в вагон и 20 февраля / 5 марта 1920 года отправлены дальше, вдоль южных границ.
В начале марта гробы с телами Мучеников прибыли в Харбин, а 3/ 16 апреля 1920 года в Светлую пятницу их доставили в Пекин, где поместили в подземный склеп храма преподобного Серафима.
Вскоре об обстоятельствах перевозки тел Алапаевских мучеников узнали брат и сестры Великой Княгини Елисаветы Феодоровны и пожелали перевезти ее тело вместе с гробом послушницы Варвары в Иерусалим.
17 / 30 ноября 1920 года гробы Великой Княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары отправили из Пекина в Тянцзин, откуда 18 ноября / 1декабря пароходом в Шанхай. Их вновь сопровождал Белогорский игумен Серафим.
Весь дальнейший путь до самой Святой Земли был оплачен сестрой Великой княгини Елисаветы Феодоровны принцессой Викторией Баттенбергской.
После прибытия 21 ноября в Шанхай 15 декабря гробы отправили морем дальше. Все это время при мощах безотлучно пребывали игумен Серафим, послушники Максим Канунников и Серафим Гневашев, с ними – член следственной комиссии А.П. Куликов.
Через полтора месяца плавания 13 / 26 января 1921 года пароход прибыл в Порт-Саид. «В Порт Саиде, – писал игумен Серафим, – нас встретили Их Высочества Принцесса Виктория Феодоровна с супругом Принцем Людвигом Александровичем и дочерью Принцессой Луизой».
15/28 января 1921 года тела Алапаевских мучениц прибыли в Иерусалим, где их торжественно встретили русское и греческое духовенство, английские власти, местные жители и представители многочисленной русской колонии.
Местом упокоения мучениц была избрана крипта русской церкви Святой Марии Магдалины в Гефсимании, с тех пор называемая русскими «Царской». Погребение мучениц 15/30 января совершил Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Дамиан в сослужении сонма духовенства.
Память преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары совершается 5 / 18 июля и в день Собора новомучеников и исповедников Российских.
Частицы святых мощей преподобномучениц Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары были переданы в Пермскую Епархию настоятельницей монастыря во имя Святой Равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании игуменией Елисаветой (Шмельц) 11 июня 2018 года. В этот день было совершено освящение в честь названных святых отреставрированного северного придела Крестового храма святителя Митрофана Воронежского. В этом храме в 1914 году, во время своего паломничества в Пермскую губернию молилась Великая княгиня Елисавета Феодоровна. По благословению Высокопреосвященного Мефодия, Митрополита Пермского и Кунгурского, святые мощи были вложены в иконы Преподобномучениц, и ныне хранятся в Елисаветинском приделе.