Мощи святых преподобномучениц Великой Княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары

Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Ве­ли­кая кня­ги­ня Ели­са­ве­та ро­ди­лась 20 ок­тяб­ря 1864 го­да в про­те­стант­ской се­мье Ве­ли­ко­го гер­цо­га Гес­сен-Дарм­штадт­ско­го Лю­дви­га IV и прин­цес­сы Али­сы, до­че­ри ан­глий­ской Ко­роле­вы Вик­то­рии. В 1884 го­ду она вы­шла за­муж за Ве­ли­ко­го кня­зя Сер­гея Алек­сан­дро­ви­ча, бра­та  Рос­сий­ско­го Им­пе­ра­то­ра Алек­сандра III.

Ви­дя глу­бо­кую ве­ру сво­е­го су­пру­га, Ве­ли­кая кня­ги­ня всем серд­цем ис­ка­ла от­вет на во­прос – в какой религии содержится истина? Она го­ря­чо мо­ли­лась и про­си­ла Гос­по­да от­крыть ей Свою во­лю. И Господь не оставил ее просьбу без ответа.

В 1888 году, Великокняжеская чета посетила Святую Землю. Во время этой поездки совершилось важное для Русской Палестины торжество – освящение храма св. равноапостольной Марии Магдалины, построенного Императором Александром III, Великим князем Сергеем Александровичем, их братьями и сестрой в честь их матери Императрицы Марии Александровны.

Храм святой Марии Магдалины был воздвигнут на Елеонской горе, с которой открывался вид на старый Иерусалим. Стоя у храма, Великая княгиня воскликнула: «Как хорошо быть похороненной на этом святом месте!» Тогда она не знала, что произнесла пророчество, которому суждено было исполниться.

Посещение Великой Княгиней, еще исповедовавшей протестантскую веру, Палестины – стало важным событием в ее духовном возрастании. Она твердо решила перейти в Православие.

13 ап­ре­ля 1891 го­да, в Ла­за­ре­ву суб­бо­ту, над Ели­са­ве­той Фе­о­до­ров­ной был со­вер­шен чин при­ня­тия в Пра­во­слав­ную Цер­ковь. В том же го­ду Ве­ли­кий князь Сер­гей Алек­сан­дро­вич получил на­зна­чение на должность ге­не­рал-гу­бер­на­то­ра города Моск­вы.

По­се­щая хра­мы, боль­ни­цы, дет­ские при­юты, до­ма для пре­ста­ре­лых и тюрь­мы, Ве­ли­кая кня­ги­ня ви­де­ла мно­го стра­да­ний. И вез­де она ста­ра­лась сде­лать что-ли­бо для помощи страждущим.

По­сле на­ча­ла в 1904 го­ду рус­ско-япон­ской вой­ны Ели­са­ве­та Фе­о­до­ров­на во мно­гом по­мо­га­ла фрон­ту, рус­ским во­и­нам. Тру­ди­лась она до пол­но­го из­не­мо­же­ния.

5 фев­ра­ля 1905 го­да про­изо­шло со­бы­тие, из­ме­нив­шее всю жизнь Ели­са­ве­ты Фе­о­до­ров­ны. От взры­ва бом­бы ре­во­лю­ци­о­не­ра-тер­ро­ри­ста Каляева по­гиб ее супруг Ве­ли­кий князь Сер­гей Алек­сан­дро­вич. Бро­сив­ша­я­ся к ме­сту взры­ва Ели­са­ве­та Фе­о­до­ров­на уви­де­ла кар­ти­ну, по сво­е­му ужа­су пре­вос­хо­див­шую че­ло­ве­че­ское во­об­ра­же­ние. Мол­ча, без кри­ка и слез, стоя на ко­ле­нях в сне­гу, она на­ча­ла со­би­рать и класть на но­сил­ки ча­сти те­ла го­ря­чо лю­би­мо­го му­жа.

С того времени Ели­са­ве­та Фе­о­до­ров­на ре­ши­ла по­свя­тить свою жизнь Гос­по­ду через слу­же­ние лю­дям и со­здать в Москве оби­тель тру­да, ми­лосердия и мо­лит­вы. Она ку­пи­ла на ули­це Боль­шая Ор­дын­ка уча­сток зем­ли с че­тырь­мя до­ма­ми и об­шир­ным са­дом. В оби­те­ли, ко­то­рая получила название Мар­фо-Ма­ри­ин­ской, бы­ли построены два хра­ма – в честь праведных Мар­фы и Ма­ри­и и По­кров­а Пресвятой Богородицы, а также боль­ни­ца, счи­тав­ша­я­ся впо­след­ствии луч­шей в Москве, ап­те­ка, где ле­кар­ства от­пус­ка­лись бед­ным бес­плат­но, дет­ский при­ют и шко­ла. Вне стен оби­те­ли был устро­ен дом-больни­ца для жен­щин, боль­ных ту­бер­ку­ле­зом.

10 фев­ра­ля 1909 го­да оби­тель на­ча­ла свою де­я­тель­ность. 9 ап­ре­ля 1910 го­да за все­нощ­ным бде­ни­ем епи­скоп Дмит­ров­ский Три­фон (Тур­ке­ста­нов) по чи­ну, раз­ра­бо­тан­но­му Свя­тей­шим Си­но­дом, по­свя­тил на­сель­ниц обители в зва­ние кре­сто­вых се­стер люб­ви и ми­ло­сер­дия. На сле­ду­ю­щий день за Бо­же­ствен­ной ли­тур­ги­ей, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский и Ко­ло­мен­ский Вла­ди­мир воз­вел Ели­са­ве­ту Фе­о­до­ров­ну  в сан на­сто­я­тель­ни­цы оби­те­ли. Ве­ли­кая кня­ги­ня ска­за­ла в тот день: «Я остав­ляю бле­стя­щий мир … но вме­сте со все­ми ва­ми я вос­хо­жу в бо­лее ве­ли­кий мир – в мир бед­ных и стра­да­ю­щих».

В Мар­фо-Ма­ри­ин­ской оби­те­ли Ве­ли­кая кня­ги­ня Ели­са­ве­та Фе­о­до­ров­на ве­ла по­движ­ни­че­скую жизнь: спа­ла на де­ре­вян­ной кро­ва­ти, ча­сто не бо­лее трех ча­сов; пи­щу упо­треб­ля­ла весь­ма уме­рен­но и стро­го со­блю­да­ла по­сты; в пол­ночь вста­ва­ла на мо­лит­ву, а по­том об­хо­ди­ла все па­ла­ты боль­ни­цы, неред­ко до рас­све­та оста­ва­ясь у по­сте­ли тя­же­ло­боль­но­го. Она го­во­ри­ла сест­рам оби­те­ли: «Не страш­но ли, что мы из лож­ной гу­ман­но­сти ста­ра­ем­ся усып­лять та­ких стра­даль­цев на­деж­дой на их мни­мое вы­здо­ров­ле­ние. Мы ока­за­ли бы им луч­шую услу­гу, ес­ли бы за­ра­нее при­го­то­ви­ли их к хри­сти­ан­ско­му пе­ре­хо­ду в веч­ность».

С 10–20 июля 1914 года Великая княгиня совершила паломничество к святыням Пермской губернии. Вместе с Елисаветой Феодоровной в поездке приняли участие казначея Марфо-Мариинской обители В.С. Гордеева, гоф­мейстер высочайшего двора А.П. Корнилов, егермейстер А.А. Зуров и две гостьи из Германии: сестра Елисаветы Феодоровны – принцесса Виктория Баттенбергская и ее дочь Луиза.

Главной целью поездки в Пермскую губернию было посещение Верхотурского Свято-Николаевского мужского монастыря, где почивают честные мощи святого праведного Симеона Верхотурского.

По пути в Пермь Великая княгиня сделала краткую остановку в селе Елово Осинского уезда, расположенном на правом берегу реки Камы. Несмотря на просьбу Елисаветы Феодоровны «не беспокоиться», ее встречали со всей полагающейся случаю торжественностью. Богатое село к прибытию Царственных особ было украшено флагами, зеленью и без счета – полевыми цветами. Чиновные лица, местные жители и учащиеся местной земской школы поднесли дорогим гостям хлеб-соль и рукодельные подарки. Село было заполнено тысячами людей, прибывших из ближних и дальних сел и деревень. В открытой коляске Елисавета Феодоровна вместе с прибывшими гостями проследовала в сельский храм святых апостолов Петра и Павла. У церковной ограды Ее Высочество было встречено духовенством… во главе с настоятелем Спасо-Преображенской Фаворской пустыни игуменом Ювеналием (Килиным).  По окончании молебна и многолетия Царскому дому Великая княгиня …направилась на пристань. Народ пел афонским распевом «Достойно есть» и гимн «Боже, Царя храни». На пристани удостоилась разговора с Великой княгиней крестьянка села Шульдихи, дочь которой пребывала в Москве, в Марфо-Мариинской обители.

11 июля 1914 года пароход «Межень» под гул церковных колоколов пришвартовался на пристани губернского города Перми. По прибытии на пароходе высоких гостей приветствовал губернатор края И.Ф. Кошко, его супруга и дочь, и множество официальных лиц. После приветственных речей и подношения хлеб-соли и просфоры от архиерея с кратким приветствием к прибывшим обратился игумен Белогорского Серафимо-Алексиевского скита отец Серафим:

«Ваше Императорское Высочество, благоверная Государыня Великая княгиня! Приспе день светлого торжества, град Пермский радуется и все монашествующие ликовствуют…  Насельники Белогорской обители и Серафимо-Алексеевского скита, в преддверии скорого лицезрения Вашего Высочества восторженно приветствуют тебя, благоверная княгиня, с благополучным вступлением в пределы Пермской земли. Да будет благословенно вхождение твое отныне и до века!»

При криках «Ура!» Великая княгиня проследовала к кафедральному собору, где была встречена на паперти епископом Пермским и Соликамским Палладием со всем градо-Пермским духовенством. В соборе Ее Высочество выслушала молебствие святителю Стефану Великопермскому. В Крестовой церкви собора была совершена ектенья и молитва перед Черниговской иконой Божией Матери. Елисавете Феодоровне были представлены многие уважаемые горожане и игумении всех монастырей Пермской епархии. После трапезы в Архиерейских покоях началась Всенощная, которая окончилась в 11 часов вечера, после чего Ее Высочество проследовала на отдых на паро­ход «Межень».

На следующий день в 6 часов утра началась Божественная литургия в Ус­пенском женском монастыре. По окончании Литургии игуменией Ниной была преподнесена Великой княгине Казанская икона Божией Матери в ши­той золотой ризе.

Далее предстоял путь на Белую Гору в обитель Святителя Николая. Поезд с высокими гостями и сопровождавшими его пермскими начальственными лицами отошел от железнодорожной станции Пермь-2. В восьми верстах от Перми и в полуверсте от Бахаревского Серафимо-Алексеевского Казанского монастыря поезд остановился. Сестры монастыря со священником крестным ходом с пением тропаря Казанской Божией Матери встретили Августейшую паломницу… Под звон колоколов и монашеское пение поезд проследовал дальше – до станции Ергач. Здесь, также при большом скоплении востор­женно настроенного народа Великая княгиня со спутницами села в открытый экипаж, запряженный тройкой лошадей и при криках «Ура!» и пении «Боже, Царя храни!» направилась к Белогорскому Свято-Николаевскому мужскому миссионерскому монастырю.

По дороге Августейшая паломница посетила храмы в селах Троельга, Ерши и Бымовский Завод, где тысячи людей в праздничных одеждах привет­ствовали Великую княгиню… К пяти часам вечера 13 июля коляска с Елиса­ветой Феодоровной и ее сопровождением достигла Белой Горы. На площади у Иверского храма Ее Высочество была встречена настоятелем монастыря архимандритом Варлаамом (Коноплевым) и братией Белогорской обители.

 Ко времени посещения Августейшей паломницей Белой Горы на вер­шине ее было в разгаре строительство крупнейшего на Урале Крестовоздви­женского собора. Великая княгиня со спутниками прибыла ко Всенощной, которую Преосвященный Палладий в сослужении монастырской братии со­вершил в Иверском храме.

14 июля в девять часов утра началась Божественная Литургия. После чте­ния Евангелия слово произнес владыка Палладий, а во время причастного – начальник Серафимо-Алексеевского скита игумен Серафим.

Духовное торжество продолжилось на следующий день. Рано утром 15 июля Елисавета Феодоровна в открытом экипаже проследовала в Серафимо-Алек­сеевский скит монастыря, расположенный в пяти верстах от Белой Горы.

Скитники встретили гостью крестным ходом во главе с начальником и строителем скита игуменом Серафимом (Кузнецовым). Великая княгиня молилась во время Литургии в Серафимовском храме скита, посетила келью скитоначальника. В пещерной церкви во имя преподобных Киево-Печерских отцев была отслужена панихида по благоверном князе Сергее Александровиче. Прощаясь с насельниками, Ее Высочество пожаловала в скит большого размера икону преподобного Серафима Саровского с частью камня, на котором он молился тысячу дней и ночей. Игумену Серафиму (Кузнецову) Елисавета Феодоровна подарила подписанный собственноручно свой портрет в рамке с короной. Во время визита в Пермскую епархию игумен Серафим постоянно находился в непосредственной близости к Великой княгине: неоднократно сослужил епископу Палладию, сопровождал Елисавету Феодоровну во время ее поездок, вел с ней доверительные беседы.

По пути в Верхотурье Великая княгиня получила телеграмму от сестры-государыни с просьбой сугубых молитв о России в связи с готовящейся войной. 16 июля Августейшая паломница прибыла в Верхотурье и сразу же последовала в Свято-Николаевский мужской монастырь.

17 июля 1914 года стало известно о начале войны и объявленной в стране мобилизации. В связи с этими событиями был отложен запланированный визит в Алапаевск и Екатеринбург. Елисавета Феодоровна, возвращаясь из Верхотурья в Пермь, посетила Свято-Троицкий монастырь, расположенный на горе Благодать.

20 июля поздно вечером Великая княгиня и принцесса Баттенбергская Виктория с дочерью срочно отбыли на поезде из Перми в Москву.

Игумен Серафим объясняет это последнее паломничество Елисаветы Феодоровны ее желанием изменить своими горячими молитвами к Богу ход неблагоприятных для государства и династии событий, благодатно повлиять на умонастроение народа, вызвать в нем воодушевление и патриотическое чувство.

С на­ча­ла Пер­вой ми­ро­вой вой­ны Ве­ли­кая кня­ги­ня ор­га­ни­зо­ва­ла по­мощь фрон­ту. Под ее ру­ко­вод­ством фор­ми­ро­ва­лись са­ни­тар­ные по­ез­да, устра­и­ва­лись скла­ды ле­карств и сна­ря­же­ния, от­прав­ля­лись на фронт по­ход­ные церк­ви.

От­ре­че­ние Им­пе­ра­то­ра Ни­ко­лая II от пре­сто­ла яви­лось боль­шим уда­ром для Ели­са­ве­ты Фе­о­до­ров­ны. Ду­ша ее бы­ла по­тря­се­на, она не мог­ла го­во­рить без слез. Ели­са­ве­та Фе­о­до­ров­на ви­де­ла, в ка­кую про­пасть ле­те­ла Рос­сия, и горь­ко пла­ка­ла о рус­ском на­ро­де, о до­ро­гой ей Цар­ской се­мье.

В ее пись­мах то­го вре­ме­ни есть сле­ду­ю­щие сло­ва: «Я ис­пы­ты­ва­ла та­кую глу­бо­кую жа­лость к Рос­сии и ее де­тям, ко­то­рые в на­сто­я­щее вре­мя не зна­ют, что тво­рят. …Свя­тая Рос­сия не мо­жет по­гиб­нуть. Но Ве­ли­кой Рос­сии, увы, боль­ше нет. Мы… долж­ны устре­мить свои мыс­ли к Небес­но­му Цар­ствию… и ска­зать с по­кор­но­стью: «Да бу­дет во­ля Твоя»».

Ве­ли­кую кня­ги­ню Ели­са­ве­ту Фе­о­до­ров­ну аре­сто­ва­ли на тре­тий день свя­той Пас­хи 1918 го­да, в Свет­лый втор­ник. В тот день Патриарх Ти­хон слу­жил мо­ле­бен в Марфо-Мариинской оби­те­ли.

С Великой княгиней раз­ре­ши­ли по­ехать сест­рам оби­те­ли Вар­ва­ре Яко­вле­вой и Ека­те­рине Яны­ше­вой. Их при­вез­ли в си­бир­ский го­род Ала­па­евск 20 мая 1918 го­да. Сю­да же бы­ли до­став­ле­ны ве­ли­кий князь Сер­гей Ми­хай­ло­вич и его сек­ре­тарь Фе­о­дор Ми­хай­ло­вич Ре­мез, ве­ли­кие кня­зья Иоанн, Кон­стан­тин и Игорь Кон­стан­ти­но­ви­чи и князь Вла­ди­мир Па­лей. Спут­ниц Ели­са­ве­ты Фе­о­до­ров­ны от­пра­ви­ли в Ека­те­рин­бург и там от­пу­сти­ли на сво­бо­ду. Но сест­ра Вар­ва­ра до­би­лась, чтобы ее оста­ви­ли при Ве­ли­кой кня­гине.

5 /18 июля 1918 го­да  но­чью уз­ни­ков по­вез­ли в на­прав­ле­нии де­рев­ни Си­ня­чи­хи. За го­ро­дом, на за­бро­шен­ном руд­ни­ке, и со­вер­ши­лось кро­ва­вое пре­ступ­ле­ние. С пло­щад­ной ру­га­нью, из­би­вая му­че­ни­ков при­кла­да­ми вин­то­вок, па­ла­чи ста­ли бро­сать их в шах­ту. Пер­вой столк­ну­ли Ве­ли­кую кня­ги­ню Ели­са­ве­ту. Она кре­сти­лась и гром­ко мо­ли­лась: «Гос­по­ди, про­сти им, не зна­ют, что де­ла­ют!» Вслед на ней в яму столкнули и других узников.

Несколь­ко ме­ся­цев спу­стя ар­мия адми­ра­ла Алек­сандра  Кол­ча­ка за­ня­ла Ека­те­рин­бург и в октябре 1918 года те­ла му­че­ни­ков бы­ли из­вле­че­ны из шах­ты. После осмотра тел алапаевских мучеников всех их омыли, облачили в белые одежды и положили в простые деревянные гробы.

18 октября при огромном стечении народа было отслужено Всенощное бдение. На следующее утро в Свято-Троицком соборе Алапаевска – заупокойная Литургия и отпевание мучеников. Гробы их перенесли в склеп, устроенный в южной стороне алтаря, вход в который тут же замуровали кирпичами. Распоряжение о месте погребения сделал адмирал А. В. Колчак.

В это время в Екатеринбурге вместе с колчаковскими войсками оказался Белогорский игумен Серафим (Кузнецов).

В июне  1919 года к Екатеринбургу и Алапаевску вновь подступили красные, встал вопрос о вывозе останков убиенных, дабы избежать их осквернения. Генерал М.К. Дитерихс, безоговорочно доверявший игумену Серафиму, способствовал получению им от Верховного правителя адмирала Колчака разрешения на перевозку гробов.

Вместе с отцом Серафимом в спасении останков приняли участие два послушника Серафимо-Алексеевского скита – Максим Григорьевич Канунников и Серафим Димитриевич Гневашев.

14 июля 1919 года, погрузившись с гробами в товарный вагон, скитники отправились из Алапаевска в сторону Сибири. Состав двигался вместе с колебаниями фронта – медленно и с задержками. От высокой температуры и духоты из щелей гробов сочилась тленная жидкость. От гроба же Великой княгини Елизаветы Федоровны распространялось благоухание; вытекавшую оттуда жидкость собирали, как святыню в бутылочки.

 «От Алапаевска до Тюмени ехал в одном вагоне с гробами 10 дней, сохраняя свое инкогнито, и никто не знал в эшелоне, что я везу 8 гробов, – описывал подробности скорбного путешествия игумен Серафим. – Это было самое трудное, ибо я ехал без всяких документов на право проезда, и предъявлять уполномочия было нельзя, ибо тогда бы меня задержали местные большевики, которые, как черви, кишели по линии железной дороги. Когда я прибыл в Ишим, где была ставка главнокомандующего (им был в то время ген.-лейт. М.К. Дитерихс), то он не поверил мне, что удалось спасти тела, пока своими глазами не убедился… Он дал мне на вагон открытый лист, как на груз военного назначения, с которым мне было уже легче ехать… Предстояла еще опасность в Омске, где осматривали все вагоны. Но Бог и здесь пронес нас, ибо наш вагон, вопреки правилам, прошел без осмотра».

Много позже отец Серафим рассказывал игумении Гефсиманской обители в Иерусалиме матушке Варваре, что во время всего пути Великая княгиня Елисавета Феодоровна не раз являлась и направляла его.

Наконец, после 47 дней пути восемь гробов в глубокой тайне были доставлены в Покровский женский монастырь города Читы и здесь вскрыты. Тело Великой княгини не было подвергнуто тлению, только высохло. Монахини вновь обмыли останки страдальцев, а тела Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары облачили в монашеские одежды. Гробы мучеников пребывали в Покровском монастыре в течение шести месяцев, с 30 августа 1919 по 5 марта 1920 года.

Тем временем  наступление красных продолжалось, оставлять тела страстотерпцев в Чите было опасно. По распоряжению генерала М.К. Дитерихса, предстояло вывезти святыни дальше, в Китай.

Снова с соблюдением строжайшей тайны все восемь гробов были подняты, погружены в вагон и 20 февраля / 5 марта 1920 года отправлены дальше, вдоль южных границ.

В начале марта гробы с телами Мучеников прибыли в Харбин, а  3/ 16 апреля 1920 года в Светлую пятницу их доставили в Пекин, где поместили в подземный склеп храма преподобного Серафима.

Вскоре об обстоятельствах перевозки тел Алапаевских мучеников узнали брат и сестры Великой Княгини Елисаветы Феодоровны и пожелали перевезти ее тело вместе с гробом послушницы Варвары в Иерусалим.

17 / 30 ноября 1920 года гробы Великой Княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары отправили из Пекина в Тянцзин, откуда 18 ноября / 1декабря пароходом в Шанхай. Их вновь сопровождал Белогорский игумен Серафим.

Весь дальнейший путь до самой Святой Земли был оплачен сестрой Великой княгини Елисаветы Феодоровны принцессой Викторией Баттенбергской.

После прибытия 21 ноября в Шанхай 15 декабря гробы отправили морем дальше. Все это время при мощах безотлучно пребывали игумен Серафим, послушники Максим Канунников и Серафим Гневашев, с ними – член следственной комиссии А.П. Куликов.

Через полтора месяца плавания 13 / 26 января 1921 года пароход прибыл в Порт-Саид. «В Порт Саиде, – писал игумен Серафим, – нас встретили Их Высочества Принцесса Виктория Феодоровна с супругом Принцем Людвигом Александровичем и дочерью Принцессой Луизой».

15/28 января 1921 года тела Алапаевских мучениц прибыли в Иерусалим, где их торжественно встретили русское и греческое духовенство, английские власти, местные жители и представители многочисленной русской колонии.

Местом упокоения мучениц была избрана крипта русской церкви Святой Марии Магдалины в Гефсимании, с тех пор называемая русскими «Царской». Погребение мучениц 15/30 января совершил Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Дамиан в сослужении сонма духовенства.

Па­мять пре­по­доб­но­му­че­ниц ве­ли­кой кня­ги­ни Ели­са­ве­ты и ино­ки­ни Вар­ва­ры со­вер­ша­ет­ся 5 / 18 июля и в день Со­бо­ра но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских.

Частицы святых мощей преподобномучениц Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары были переданы в Пермскую Епархию настоятельницей монастыря во имя Святой Равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании игуменией Елисаветой (Шмельц) 11 июня 2018 года. В этот день было совершено освящение в честь названных святых отреставрированного северного придела Крестового храма святителя Митрофана Воронежского. В этом храме  в 1914 году, во время своего паломничества в Пермскую губернию молилась Великая княгиня Елисавета Феодоровна. По благословению Высокопреосвященного Мефодия, Митрополита Пермского и Кунгурского, святые мощи были вложены в иконы Преподобномучениц, и ныне хранятся в Елисаветинском приделе.