Мощи святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского

Святитель Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский и Крымский, родился 27 апреля 1877 года в городе Керчи, в семье провизора. Родители его вскоре переехали в Киев, где Валентин в 1896 году одновременно окончил 2-ю Киевскую гимназию и Киевское художественное училище.

В 1903 году Валентин Феликсович с отличием окончил медицинский факультет Киевского университета.

В январе 1904 года, во время войны с Японией, в качестве добровольца он был направлен с госпиталем Красного Креста на Дальний Восток и работал в Чите заведующим хирургическим отделением госпиталя. Здесь Валентин Феликсович познакомился с хирургической сестрой, Ан­ной Ва­си­льев­ной Ланской. Это была очень добрая, кроткая, верующая девушка. Они обвенчались.

С 1905 по 1917 год Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий работал земским врачом в больницах Симбирской, Курской, Саратовской и Владимирской губерний и проходил практику в московских клиниках. За это время он сделал множество операций на мозге, органах зрения, сердце, желудке, кишечнике, желчных путях, почках, позвоночнике, суставах и т.д. и внес много нового в технику операций.

В 1916 году Валентин Феликсович защитил в Москве диссертацию на тему «Регионарная анестезия» и получил степень доктора медицины. Варшавский университет удостоил его диссертацию крупной премии имени Хайницкого.

В 1917 году Войно-Ясенецкий получил по конкурсу место главного врача и хирурга больницы города Ташкента. В это время, помимо врачебной деятельности, доктор постоянно принимал участие в дискуссиях, опровергая атеизм.

После смерти супруги, скончавшейся в 1919 году от туберкулеза, Валентин Феликсович поручает воспитание детей своей операционной сестре, а сам полностью отдается медицине и проповеди Слова Божьего.

Войно-Ясенецкий явился одним из инициаторов организации Ташкентского университета и в 1920 году был избран профессором топографической анатомии и оперативной хирургии этого университета. Хирургическое искусство, а с ним и известность профессора Войно-Ясенецкого неуклонно возрастали. В разного рода сложных операциях он находил и первым применял методы, получившие затем повсеместное признание. Его бывшие ученики рассказывали чудеса об его изумительной хирургической технике. На его амбулаторные приемы больные шли непрерывным потоком.

В эти годы Валентин Феликсович стал посещать заседания церковного братства, боровшегося с набиравшем силу обновленческим расколом. Живоцерковники повсюду устраивали «суды» над епископами, обсуждали их деятельность, многих смещали с кафедр. Валентин Феликсович смело выступил на одном из таких епархиальных собраний в защиту епископа Ташкентского и Туркменского Иннокентия (Пустынского). После съезда епископ Иноккентий сказал ему: «Доктор, вам нужно быть священником». «У меня не было и мыслей о священстве, – вспоминал владыка Лука, – но слова преосвященного Иннокентия я принял как Божий призыв архиерейскими устами, и минуты не размышляя, сказал: ″Хорошо, владыко! Буду священником, если это угодно Богу!″»

В ближайшее же воскресенье он был рукоположен в диакона, а через неделю – в сан иерея и назначен младшим священником Ташкентского кафедрального собора, оставаясь и профессором университета.

Принимая священнический сан, профессор Войно-Ясенецкий получил от Патриарха Тихона наказ, подтвержденный впоследствии и Патриархом Сергием – не оставлять научную и практическую деятельность по хирургии. В дальнейшем, в какие бы условия он ни попадал, везде продолжал эту работу. В больницу и на лекции он неизменно ходил в рясе с крестом, в операционной висели иконы, так что каждая операция освящалась молитвой.

В мае 1923 года отец Валентин принял пострижение в монашество с именем Лука, в честь святого апостола и евангелиста Луки, который, как известно, был не только апостолом, но и врачом, и художником.

18 мая того же года в городе Пенджекенте отец Лука был тайно хиротонисан во епископа для управления Ташкентской и Туркестанской епархией. С этого времени начинается крестный путь владыки Луки.

Через полторы недели после возвращения в Ташкент он был арестован органами безопасности, обвинен в контрреволюционной деятельности и шпионаже в пользу Англии и осужден на два года ссылки в Сибирь, в Туруханский край.

В 1926 году Владыка был освобожден из ссылки и вернулся в Ташкент. Вскоре митрополит Сергий назначил его сначала в Рыльск Курской епархии, затем в Елец Орловской епархии в качестве викарного епископа и, наконец, на Ижевскую кафедру. Однако по совету митрополита Арсения Новгородского владыка Лука отказался от назначения и принял решение уйти на покой. Об этом впоследствии он очень сожалел, ибо служение людям Епископ поставил выше служения Богу.

Около трех лет он спокойно продолжал свою медицинскую деятельность. В 1930 году его коллега по медицинскому факультету профессор Михайловский, потеряв рассудок после смерти сына, решил оживить его с помощью переливания крови, а после неудачи покончил жизнь самоубийством. По просьбе вдовы и учитывая психическую болезнь профессора, владыка Лука подписал разрешение захоронить его по церковному обряду. Коммунистические власти воспользовались этой ситуацией и обвинили Епископа в «пособничестве убийству профессора». По их мнению, Владыка из религиозного фанатизма помешал Михайловскому воскресить усопшего с помощью материалистической науки.

Епископ Лука был арестован. Его подвергали непрерывным допросам, после которых уводили в душный карцер, что подорвало его и без того пошатнувшееся здоровье. Протестуя против бесчеловечных условий содержания, святитель Лука начал голодовку. Тогда следователь дал слово, что отпустит его, если Владыка прекратит голодовку. Однако он не сдержал слова, и Епископ был осужден на новую трехлетнюю ссылку.

В ссылке с 1931 по 1933 год он работал в больницах Котласа и Архангельска. Затем Владыку перевели в Москву для новых допросов. Там он получил интересное предложение относительно научных исследований, но при условии отречения от сана. На это святитель Лука ответил твердым отказом.

Освобожденный в 1933 году, Владыка вернулся в Ташкент, где начал работу в небольшой больнице. В 1934 году был опубликован его труд «Очерки гнойной хирургии», ставший вскоре классикой медицинской литературы и настольной книгой хирургов.

 С первых же дней Великой Отечественной войны епископ Лука работал главным хирургом и консультантом Красноярского эвакогоспиталя для тяжелораненых.

Осенью 1942 года он получил назначение на Красноярскую кафедру.

8 сентября 1943 года Владыка стал участником Поместного собора Русской Православной Церкви, избравшего митрополита Сергия (Страгородского) Патриархом Московским и всея Руси. В январе 1944 года архиепископ Лука был назначен на Тамбовскую кафедру с возведением в сан архиепископа.

В 1946 году архиепископ Лука был удостоен Сталинской премии первой степени за выдающиеся научные труды «Очерки гнойной хирургии» и «Поздние резекции при инфицированных ранениях больших суставов», которые до сих пор не теряют своего значения. Большую часть премии – 130 тысяч из 150 тысяч – он по собственному желанию вернул государству, попросив использовать их на нужды сирот военного времени.

За свой подвижнический труд во время войны архиепископ Лука был также награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».

Кроме трудов на медицинские темы, Владыка составил множество статей духовно-нравственного и патриотического содержания. В 1945-1947 годы он работал над большим богословским трудом – «Дух, душа и тело». Много времени уделял он и укреплению духовной жизни епархии.

В феврале 1945 года за архипастырскую деятельность и патриотические заслуги архиепископ Лука был награжден правом ношения креста на клобуке.

В мае 1946 года он был назначен архиепископом Симферопольским и Крымским. По воспоминаниям людей, знавших его, «когда Владыка служил, в храм нельзя было войти – столько там было народу. Он обладал не только даром слова и огромной эрудицией, огромным умом и высокой культурой, он обладал подлинной духовной силой и мог заразить своей верой человека, который был атеистом до мозга костей».

В Симферополе архиепископ Лука опубликовал три новые медицинские работы. Но в то же время он катастрофически терял зрение. Левый глаз его уже давно не видел, а на правом стала зреть катаракта, осложненная глаукомой.

В 1956 году архиепископ Лука совершенно ослеп. Практическую врачебную деятельность он вынужден был оставить еще в 1946 году, но продолжал консультациями и советами помогать больным. Епархией же Владыка управлял с помощью доверенных лиц до конца жизни.

Скончался архиепископ Лука 11 июня 1961 года в день Всех Святых, в земле Русской просиявших. На похороны его пришло огромное количество людей, так что власти, пытавшиеся не допустить «пешей процессии», не смогли ей помешать.

На Архиерейском соборе Русской Православной Церкви в 2004 году святитель Лука был причислен к лику Новомучеников и Исповедников Церкви Русской для общецерковного почитания.

Память его празднуется 29 мая /11 июня – в день его преставления, а также 25 января / 7 февраля – в день Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, и 15 / 28 декабря – в соборе Крымских святых.

18 марта 1996 года были обретены мощи святителя Луки и 20 марта крестным ходом перенесены с городского кладбища в Свято-Троицкий собор Симферополя.

Множество случаев исцеления после молитвенного обращения к святителю Луке зафиксированы документально в России и других странах.

По ходатайству митрополита Пермского и Кунгурского Мефодия (Немцова) частица мощей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) была передана из Свято-Троицкого женского монастыря города Симферополя для Свято-Троицкого кафедрального собора и храма Апостола Андрея Первозванного города Перми и в ноябре 2019 года привезена в столицу Прикамья.