В ряду чтимых на Руси чудотворных икон особое место занимает икона, обретенная уже в ХХ веке, которой суждено было стать одной из главных святынь современной России. Это икона Божией Матери, именуемая «Державная». Народное почитание Державного образа началось сразу же после его явления в селе Коломенком, 2 марта 1917 года, в день отречения Государя от престола. Весть об этом событиии быстро распространилась по всей России. Многие видели в явлении «Державной» иконы глубокий символ: в момент величайшего падения православного народа Царица Небесная приняла на Себя преемство власти Державы Российской. Большое количество богомольцев устремилось в село Коломенское, перед иконой были явлены чудеса исцеления телесных и душевных недугов. Икону стали возить по окрестным храмам, фабрикам и заводам, крестными ходами носить по селам. Известно, что икона побывала и в Марфо-Мариинской обители в Замоскворечье, где ее торжественно встречала настоятельница, преподобномученица великая княгиня Елизавета Феодоровна с сестрами. Списки иконы разошлись по всей стране, появились служба иконе Божией Матери и дивный акафист, составленный с участием Патриарха Тихона.
Промыслом Божиим в 1918 году Пермская губерня стала Уральской голгофой Царствующего дома Романовых. Известно, что представители династии глубоко почитали явленный образ Пресвятой Богородицы. Копию Державной иконы Божией Матери Елисавета Федоровна в мае 1918 года, во время ссылки, привезла из Москвы в Пермь. Этот образ Великая Княгиня через Зинаиду Толстую (супругу полковника Кавалергардского полка Петра Толстого, сестру известного русского поэта Сергея Бехтеева) в мае 1918 года смогла передать в Екатеринбург Царской семье. Сохранились свидетельства о посылке от Елисаветы Федоровны из Перми в Екатеринбург, которую получили Царственные мученики. Кроме того, существует свидетельство Петра Попова-Шабельского следователю Николаю Алексеевичу Соколову 1921 г.: «…В 4 часа утра 17 июля [1918 г.] все стихло. Мужики тотчас же кинулись к Ганиной яме и там нашли … несколько вещей… Потом стали откачивать воду из шахты, привлекли учащуюся молодежь, офицерство и нашли разные вещи, из которых помню … икону Божией Матери Великодержавной, исколотую штыками, которую великая княгиня Елизавета Феодоровна через графиню Толстую прислала Государю».
В скором времени почитатели иконы Божией Матери «Даржавная», молившихся пред ее копиями по всей России, стали подвергаться жесточайшим гонениям. Были арестованы тысячи верующих, расстреляны составители службы и канона, а сами иконы изымались из всех церквей. Богоборческие власти подвергли «контрреволюционную», «монархическую» икону особому преследованию. Постепенно дело дошло до того, что люди боялись даже упомянуть само имя иконы.
Прмчались десятилетия, канули в прошлое богоборческие времена. Но до сих пор Россия остается под покровом Пресвятой Богородицы. И русский народ, принося покаяние за богоотступничество и предательство своего Государя, возводит ныне храмы в честь Ее Державного образа.
В 1997 году архиепископ Пермский и Соликамский Афанасий (Кудюк) дал благословение на возведение церкви в поселке Новый Крым города Перми. Верующие приняли с воодушевлением пожелание Владыки, и вскоре возникла община в честь «Державной» иконы Божией Матери.
22 мая 1998 года в поселке Новый Крым на улице Панфилова для строительства церкви был выделен участок земли. 13 июня 1998 года архимандрит Стефан (Сексяев), протоиерей Иоанн Патласов и священник Сергий Апасев освятили и установили поклонный крест на месте, предназначенном под строительство. Ежедневно будущие прихожане во главе со священником Сергием Апасевым, назначенным настоятелем строящегося храма, собирались у креста на молитву Божией Матери.
Осенью 1998 года администрацией города Перми было выделено для временного храма помещение в заброшенном здании магазина по улице Панфилова. Прихожане сами очистили его от мусора, восстановили коммуникации, установили временный иконостас. Кресты, хоругви, аналои изготовили плотники школы № 63, женщины-прихожанки своими руками сшили облачения для священника. 4 декабря 1998 года, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, во временном храме была совершена первая Божественная литургия. И уже 19 августа 1999 года приход получил официальное разрешение на строительство церкви.
Возведение нового храма началось в 2000 году на пустыре, расположенном на высоком правом берегу реки Камы. На выделенном месте решили возвести небольшой деревянный бревенчатый храм.
Церковь в честь «Державной» иконы Божией Матери строилась в течение нескольких лет, с большим трудом, на частные пожертвования. Осенью 2003 года стены нового храма были возведены под свод, выстроена трехарочная звонница с маленькой главкой. В мае 2005 г. на церкви установлен барабан с куполом. В 2006 — 2008 годах внутри храма были завершены основные строительные и отделочные работы, стены подготовлены для росписи. С правой стороны алтаря установлена большая икона Божией Матери «Державная», написанная в Троице-Сергиевой Лавре. В храме имеется еще несколько прекрасных икон Богородицы в резных киотах, а также икона и частица святых мощей священноисповедника Великодворского Петра (Чельцова).
После Вербного воскресенья 2008 года, в нижнем приделе строящегося храма во имя «Царственных страстотерпцев» и в главном приделе в честь иконы Божией Матери «Державная» стали регулярно совершаться богослужения. Клирики и прихожане храма в честь «Державной» иконы Божией Матери ведут социально-благотворительную и просветительскую деятельность. С 1999 года при храме работает воскресная школа, открыты Библейские просветительские курсы и приходская библиотека, постоянно действует пункт бесплатной раздачи одежды и питания малоимущим семьям.
В мае 1999 г. по благословению архиепископа Пермского и Соликамского Афанасия при храме образовано сестричество милосердия во имя святой преподобномученицы великой княгини Елизаветы Феодоровны. Сестры милосердия ведут работу в медицинских учреждениях района, оказывая духовную помощь больным. Другим направлением деятельности сестричества является учебно-воспитательная работа с детьми в приюте «Доверие» – реабилитационном центре временного содержания детей-сирот.
В настоящее время духовенство храма окормляет казачье движение города Перми. 2012 г. по благословению Высокопреосвященнейшего Мефодия, митрополита Пермского и Соликамского, на территории храма организовано казачье общество «Хутор Державный».