Храм Успения Пресвятой Богородицы (г. Пермь)

«Старое кладбище» — это самая древняя часть Егожихинского погоста. 30 мая 1832 года, после закладки каменного Всехсвятского храма на «Новом кладбище», деревянная церковь Всех Святых, построенная в 1784 году по проекту губернского архитектора Федора Паульсена, была переименована в честь Успения Пресвятой Богородицы. При Успенском храме продолжала существовать городская богадельня, которую 24 мая 1837 годапосетил Цесаревич Александр Николаевич – будущий Царь-освободитель Александр II.

В 1840-х годах усердием замечательного деятеля по первоначальному устройству городских хозяйств и училищ в Пермской губернии Михаила  Гавриловича Сведомского, деревянная Успенская кладбищенская церковь была перестроена.

Старокладбищенский храм являлся приписным к Петропавловскому собору и отличался своей бедностью. Но 1882 году старостой Успенской церкви был назначен пермский купец и щедрый благотворитель Иван Варфоломеевич Сыропятов. Благодаря его усердным трудам и пожертвованиям, храм преобразился и обрел новые святыни. В церкви был установлен новый иконостас, приобретена дорогостоящая церковная утварь, иконы украшены драгоценными ризами.

Определением Святейшего Синода в апреле 1883 года старосте Пермской Старокладбищенской Успенской церкви купцу Сыропятову«за заслуги по духовному ведомству» было преподано Синодальное благословение с выдачей грамоты.

До конца ХIХ века храм продолжал благоукрашаться. 12 июля 1887 г. в Успенской церкви были установлены и освящены новые Царские врата: ажурные, из кованого серебра. 10 мая 1888 года  пермский купец Григорий Маркелович Рябинин пожертвовал в церковь икону «Деисус» в серебряной ризе и с лампадой.

Несмотря на старания благотворителей, деревянное строение с течением времени обветшало, в связи с чем начался сбор «доброхотных подаяний» для строительства на Старом кладбище новой каменной церкви. 25 июня 1900 года епископ Пермский и Соликамский Петр (Лосев) совершил закладку каменного храма в честь Успения Богоматери.Церковь строилась по проекту известного уральского архитектора Александра Ивановича Ожегова. В период возведения стен нового храма в деревянной церкви совершались богослужения. 2 мая 1905 г., перед началом сооружения сводов, ветхая деревянная постройка Успенской  церкви была снесена. Новый храм был построен благодаря усердным трудам старосты церкви, пермского купца 2-ой гильдии Василия Ивановича Королева.

Выстроенная в русском стиле, с колокольней, небольшая церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы была украшена арками и кокошниками. Она радовала прихожан своим благолепным, нарядным видом. Ее архитектурный облик во многом повторял композицию прежнего деревянного храма. Вокруг церкви была устроена ограда: с юго-западной стороны – каменная, с юго-восточной – деревянная.

Освящение вновь выстроенной церкви на Старом кладбище было совершено епископом Пермским и Соликамским Никанорои (Надеждиным) 21 ноября 1905 года. Главный престол освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. В цокольном помещении устроен придел в честь Святителя Стефана Великопермского. 27 апреля 1910 года указом Святейшего Синода Успенский храм был откреплен от Петропавловского собора и 3 мая к Старокладбищенской церкви назначен первый настоятель – протоиерей Андрей Знаменский.

Старое Егошихинское кладбище, на котором появился новый храм, для пермяков являлось местом достопримечательным, почитаемым. Оно открывало людям, бывающим здесь, страницы летописи родной истории, было олицетворением скоротечности и глубокого смысла земного бытия. Располагаясь на живописном берегу реки Егошихи, вместе с узорчатым, светлым Успенским храмом оно представляло собою место уединения и покоя.

В дневниковых записях Великого князя Михаила Александровича Романова, сделанных им в 1918 году, в период ссылки в Пермь, есть упоминания о прогулках по Старому Егошихинскому кладбищу и его окрестностям: «…Пермь, 18/31 мая. Пятница. Утром кончил читать «Записки из мертвого дома». Днем Знамеровский и я прогулку сделали через старое кладбище, за ним спустились и поднялись через лесистый овраг, покрытый пихтами, внизу которого вьется речка, и вышли через деревню Горки обратно в город мимо Петропавловского собора…»

По свидетельству Судебного Следователя по особо важным делам при Омском Окружном Суде Николая Алексеевича Соколова, здесь, близ Успенской церкви на Егошихинском кладбище, в 1918 году были  приданы земле тела взятых в заложники и без вины убитых людей, имевших непосредственное отношение к Императорской семье, а так же священнослужителей храмов и монастырей Перми. Их останки после прихода в Пермь войск Колчака были извлечены из общих могил за городом, опознаны и захоронены по православному обычаю.

В первые годы советской  власти Успенская церковь на Старом кладбище являла собой своеобразный центр противодействия новой идеологии. Службы в храме шли как прежде, молились за Россию, за родных и близких, арестованных и убитых в братоубийственной Гражданской войне. Священнослужители и прихожане были как единая духовная семья, вместе переживали и радость, и скорбь.

Старокладбищенская церковь разделила печальную участь большинства православных храмов России. В 1922 году, в период деятельности кампании по изъятию церковных ценностей, храм лишился лучших произведений церковного искусства. Серебряные Царские врата, дорогие оклады икон, некогда украшавшие церковь, были конфискованы и отправлены на переплавку.

В Успенском храме некоторое время действовала обновленческая община, занимая нижний Стефановский придел. В главном верхнем приделе продолжали служить и молиться верные чада Патриаршей Церкви.

Духовенство Успенского храма подвергалось многочисленным репрессиям. Первым в 1932 году был арестован и приговорен к трем годам лишения свободы настоятель церкви протоиерей Леонид Зубарев. В 1937 году были арестованы и приговорены к высшей мере наказания – расстрелу: настоятель Успенского храма протоиерей Григорий Посохин; священники: Иоанн Демаков и Яков Угольников, диакон Михаил Баннов. Служение в Старокладбищенской церкви продолжили: новый настоятель храма протоиерей Николай Логинов, а так же освободившиеся из заключения благочинный Пермского округа Николай Пшеничников, иеромонахи Андроник (Лукаш) и Димитрий (Пьяных). Несмотря на запреты, духовенство Успенского храма не боялось говорить о Боге, собирать людей на общие исповеди, крестить, проповедовать. Все священники в месяц? 1939 году были арестованы в приговорены в 5 годам лагерей.

В октябре того же года Успенская церковь «за отсутствием священнослужителей» была закрыта для богослужений и решением Облисполкома от 24 января 1940 года передана под дом физической культуры. Вскоре здание храма перешло к Молотовскому управлению кинофикации.

Но устроенный в Старокладбищенской церкви склад кинопроката сгорел в послевоенные годы. Здание, утратившее крышу и купола, осталось без надлежащего присмотра. Полуразрушенную, заброшенную кирпичную постройку некогда великолепного храма, в 1970-80-е годы использовали для тренировок спортсмены-альпинисты.

Возрождение церкви Успения Божией Матери на Старом Егошихинском кладбище началось в 1989 году, когда решением горисполкома здание храма было передано верующим. Настоятелем Успенской церкви указом архиепископа Афанася (Кудюка) был  назначен протоиерей Иоанн Сексяев (в настоящее время архимандрит Стефан). С духовным подъемом верующие взялись за восстановление храма и уже 21 октября 1989 года, в день памяти преподобного Трифона Вятского, в цокольном этаже Архиерейским чином было совершено освящение престола.

В течение двух последующих лет продолжалась реставрация верхнего Успенского храма, который был полностью восстановлен в соответствии со старинными чертежами и фотографиями. Здание церкви увенчали два купола с голубыми маковками, каменная кладка стен окрашена в желтый и белый цвета. Внутренний интерьер храма частично восстановлен, пол выложен голубым уральским мрамором.

Первая служба в Успенской церкви была совершена в день Архистратига Божия Михаила – 21 ноября 1992 года. К этому времени прихожанами храма было принесено немало старинных икон. Пермская художественная галерея передала из своих запасников шесть икон. Особенно ценным даром явилась написанная на Афоне икона Богоматери «Троеручица».

Реставрационные работы продолжались до 1997 года. В верхнем храме был установлен по дореволюционному образцу деревянный иконостас с иконами, написанными пермскими художниками. В ограде церкви восстановлена каменная часовня в честь преподобного Сергия Радонежского и входные ворота. Позднее при церкви построен дом для работы приходского Совета и воскресной школы.

В настоящее время клирики храма ведут просветительскую работу среди сотрудников и заключенных следственного изолятора СИЗО №1 ГУФСИН России.