Пермская епархия, образованная в 1799 году, в конце ХIХ столетия подошла к знаменательной дате – своему 100-летнему юбилею, который был торжественно отмечен в Перми 16 октября 1899 года при епископе Пермском и Соликамском Петре (Лосеве). К тому времени епархия по своему благоустройству уже немногим уступала другим, более древним епархиям Российской империи. С 1800 года в ней действовала Пермская духовная семинария, выпускниками которой в разное время стали выдающиеся люди: начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин); церковный историк, последний обер-прокурор Святейшего правительствующего Синода Антон Владимирович Карташев; изобретатель радио Александр Степанович Попов; прозаик и драматург, писатель-сказочник, один из основателей русского натурализма Дмитрий Наркиссович Мамин-Сибиряк; писатель-фольклорист, автор уральских сказов «Малахитовая шкатулка» Павел Петрович Бажов.
В Прикамье, как и во многих других уголках России, продолжалось усиленное строительство храмов – к 1900 году в Пермской епархии их было уже более четырехсот. Здесь зарождались новые монашеские обители, из которых особое значение имели Пермский Успенский женский монастырь и Иоанно-Предтеченский женский монастырь в Кунгуре.
К тому времени Пермский край стал известен своими миссионерскими традициями, заложенными еще древними святителями Перми Великой. Так, в 1827 году при епископе Пермском и Екатеринбургском Дионисии (Цветаеве) в епархии открылась первая в России противораскольническая миссия. К миссионерскому служению привлекались самые образованные и деятельные священнослужители: протоиереи Петр Луканин (г. Кунгур), Георгий Пьянков (г. Оханск), Авраамий Оглоблин (г. Камышлов), Иоанн Матвеев (г. Пермь), священник Иоанн Дьяков.
Известно, что в 1868 году, в праздник Святой Живоначальной Троицы, Пермь посетил выдающийся миссионер – митрополит Московский и Коломенский Иннокентий (Вениаминов). А в сентябре того же года святитель Иннокентий писал епископу Пермскому и Верхотурскому Антонию (Смолину) о необходимости открытия в Перми епархиального отделения Московского миссионерского общества, так как для миссионерской работы нужно объединить «все духовные и материальные силы русского благочестия и любви к ближним». Такое отделение было открыто в Перми в начале 1870‑х годов.
И в последующее время из всех российских епархий именно Пермская продолжала славиться постановкой миссионерского дела и просветительским служением ее клириков. Но чем была вызвана необходимость развития миссионерства на Западном Урале?
Как известно, со времени проповеди Христовой веры святым Стефаном Великоперским и его преемниками (XIV и XV столетия) на пермской земле не было никаких разделений. Но уже к концу XVII –
началу XVIII вв. в Прикамье появились первые старообрядцы. Так, в 1698 году по верхним притокам Обвы поселяются бежавшие после стрелецкого бунта из Москвы в пермскую сторону стрельцы-старообрядцы. Спасаясь от наказания, они нашли укрытие в лесах по рекам Сепычу, Сабанцу, Лысьве и Очеру. В тот же период на Урале стали открывать богатые месторождения руд. Однако Пермский край оставался малонаселенным, а местные народности занимались охотой и земледелием. Нужны были рабочие руки. Тогда власти разрешили селиться на горных заводах людям всякого звания без различия вероисповеданий. И если в центральной России происходило притеснение старообрядцев, то в Прикамье они чувствовали себя свободно и имели заработок.
Уже с конца XVII века старообрядческое население Кунгурского, Осинского, Оханского, Красноуфимского, Екатеринбургского уездов, а также Юго-Кнауфского и Бымовского заводов Пермской губернии преобладало над православным. Старообрядческие поселения образовались также в Пермском, Чердынском, Соликамском уездах.
В XIX веке, несмотря на все усилия миссионеров Православной Церкви, Пермская губерния была крупнейшим центром старообрядчества в Российской империи. А наиболее подверженным влиянию раскола был признан Осинский уезд, его так и называли: «старообрядческий».
Лесные пустынножительства сохранялись вплоть до начала ХХ века. Уральские «заводские дачи» по-прежнему являлись прибежищем для многих скитских поселений. Немало пустынножителей обитало в 1914 году в Чердынском уезде, по верховьям рек Печоры, Уньи, Колвы и их притоков. Некоторые лесные поселения, хоть и назывались скитами, были, скорее, заимками, где староверы поселялись отдельными большими семьями.
В то же время в Пермской епархии продолжала развиваться просветительская деятельность. При епископе Ефреме (Рязанове, 1883–1888 гг.) в Перми, в часовне святителя Стефана Великопермского, стали проводить «миссионерские собеседования», на которые стекалось множество народа. Для успешного развития собеседований Преосвященный перевел из Кунгура в Пермь глубокого знатока раскола священника Стефана Луканина. Талантливый труженик-проповедник, отец Стефан пользовался повсеместной известностью. В 1885 году он принял участие в работе миссионерского съезда епархий Поволжья.
А в 1888 году, когда в Перми была учреждена должность епархиального миссионера, иерей Стефан Луканин был назначен на эту должность. Миссионерская практика давно уже навела отца Стефана на мысль, что для привлечения старообрядцев в лоно Святой Православной Церкви следовало бы где-нибудь в центре раскола устроить такой храм или монастырь, в котором отправлялись бы богослужения с точным уставным чином православной греко-российской Церкви. Для этой цели лучшее место, чем находящаяся в Осинском уезде Белая гора, трудно было найти, ибо Белогорье являлось одним из мощных центров староверов.
9 июня 1890 года священник Стефан Луканин со своими спутниками первый раз ранним утром поднялся на Белую гору. Впоследствии он писал: «Дивная местность и очаровательный вид с нея на все четыре стороны света до того поразили меня, что привели в какое-то особенное вдохновение, и я, будучи точно вне себя, только и упрашивал товарищей: „Принесите топор, срубим дерево, сделаем крест и поставим его на сие место, ибо место это непростое, и его нужно посвятить достойной и высокой цели“. Так было положено начало основанию Белогорской обители».
29 апреля 1891 года произошло событие, «потрясшее сынов России». На Наследника Всероссийского престола Цесаревича Николая Александровича (впоследствии Государя Императора Николая II) во время его путешествия по Японии было совершено покушение. Цесаревич, к счастью, остался жив.
В память этого чудесного спасения по благословению епископа Пермского и Соликамского Владимира 16 июня 1891 года, в неделю Всех Святых, на Белой Горе отцом Стефаном Луканиным был освящен величественный восьмиконечный крест высотой 10 м 65 см, названный впоследствии в народе Царским. А 18 июня 1893 года на Белой Горе в память того же события епископ Пермский и Соликамский Петр (Лосев) торжественно освятил место для закладки первого деревянного храма во имя святителя Николая.