Соликамск и Усолье

Великая Пермь, богатая дарами природы и соляными варницами, изрезанная множеством рек, сильнее притягивала к себе русских людей, чем полутундра Перми Малой. Еще около 1430 года русскими посадскими людьми Калиниковыми было основано первое значительное поселение в Перми Великой – Усолье Камское, впоследствии город Соликамск. Через короткое время Усолье Камское со своими деревнями обособилось от Чердыни в особый Усольский уезд и вскоре явилось соперником самой Чердыни в Великопермской стране.

Заселение русскими по берегам реки Камы и ее притоков сопровождалось строительством новых городов и селений. Особенно разрослись поселения близ Соликамска, где развивалось солеварение. Путь к Строгановским вотчинам проходил по Государевой дороге через западное поселение Кайгород. Впоследствии здесь образовался Кайгородский уезд. К юго-востоку по течению реки Камы и ее притоков продолжают развиваться обширные вотчины Строгановых с особым управлением и подразделением на владельческие округи. Благодаря географическому положению и природным условиям, будущий Кунгурский уезд имел немало преимуществ для заселения русским крестьянством.

Образование этих Строгановских вотчин имело не только государственно-культурное, но и церковно-просветительское значение для Великой Перми. Богатые предприниматели как бы пришли на смену пермским иерархам, покинувшим полупросвещенную страну. Владевшие огромными пространствами земель Строгановы не только деятельно осваивали их, но строили храмы и монастыри.

Наиболее значимыми из монашеских обителей в Перми Великой стали Соликамский Вознесенский мужской монастырь (с 1795 года переименован в Свято-Троицкий) и Успенская мужская пустынь на реке Чусовой, основанная на месте подвигов преподобного Трифона Вятского. Одновременно с ними между 1579 и 1623 годами на реке Пыскорке образован Введенский женский монастырь. В Прикамье во второй половине ХVII века, помимо восемнадцати приходских храмов, открыты: Введенская мужская пустынь на реке Яйве, Михайло-Архангельский женский монастырь в Соликамске, Шерьинская Богородице-Одигитриевская мужская пустынь. В тот же период времение возник Спасо-Преображенский женский монастырь в Соликамске, в Чердыни при реке Колве – Успенский девичий и Богородицкий Успенский мужской монастырь на Верх-Язьве близ города Обвинска. Кроме того, на обширном пространстве Перми Великой появляются небольшие монашеские пустыни.

Таким образом, к концу XVII века Пермь Великая имела несколько обителей, из которых одна Пыскорская своим крепким устроением могла поспорить со всеми монастырями Вычегодского края. При таких условиях Перми Малой, Вычегодской, невозможно было конкурировать с Пермью Великой ни в церковном, ни в гражданско-административном отношении.