Пермской епархией в 1905 году управлял епископ Никанор (Надеждин). Служение владыки Никанора пришлось на бурные события Первой русской революции. В начале XX века население Перми вместе с Мотовилихой составляло около 100 тысяч человек. В самой Перми большая часть населения города – мещане, купцы, ремесленники, чиновники и служащие – были лояльны к существующему строю. Но на Мотовилихинских заводах социал-демократы вели активную пропаганду и пользовались поддержкой части рабочих. Также среди гимназистов были сочувствующие революционерам. Вместе с примкнувшими к ним представителями радикально настроенной интеллигенции эти группы населения стали активными участниками революционных выступлений.
Кульминацией революционных событий 1905 года в Перми стало Мотовилихинское вооруженное восстание 12–13 декабря, главным организатором которого был Aлександр Борчанинов.
Не все рабочие присоединились к стачке добровольно. Некоторые коренные мотовилихинцы, особенно старшего возраста, равнодушно относились к идеям революционных партий и, как правило, придерживались монархических взглядов. К декабрю 1905 года значительная их часть уже устала от забастовок, подрывавших семейный бюджет. Но мотовилихинские революционеры широко применяли метод «снятия» как отдельных рабочих, так и целых цехов и заводов. Группы активистов когда уговорами, а когда угрозами и побоями вынуждали остальных присоединяться к стачке.
12 декабря рабочие разобрали железнодорожный путь и остановили поезд, идущий в Екатеринбург. Для восстановления порядка из Перми был прислан отряд казаков. Представители Пермского комитета РСДРП и часть руководителей восстания были арестованы жандармами.
Однако на этом революционные события не закончились. В первой половине 1906 года Пермский комитет РСДРП возглавил Яков Свердлов, которому в короткие сроки удалось восстановить как пропагандистскую деятельность партии, так и боевые дружины. В июне 1906 года Свердлов и вся верхушка РСДРП в Перми и Мотовилихе были арестованы. Но через два месяца после этого в Пермь во главе группы профессиональных революционеров приехал другой крупный социал-демократ, Ф.А. Сергеев (Артём). Он возглавил работу по выборам во II Государственную Думу, которая завершилась избранием в депутаты от РСДРП А.А. Шпагина.
Осенью 1906 года Пермский комитет РСДРП принял решение о роспуске своей боевой дружины, боевики которой вышли из-под контроля и без санкции комитета начали организовывать экспроприации и убийства полицейских. Значительная часть дружинников была не согласна с этим решением и ушла в лес, где еще с конца декабря 1905 года находился выдававший себя за революционера, а по сути откровенный бандит А.М. Лбов. С этого момента начались события, которые принято именовать «лбовщиной».
22 декабря 1908 года в Пермь прибыл новый архипастырь – епископ Палладий (Добронравов). При этом преосвященном в 1911 году была открыта пастырско-миссионерская школа имени протоиерея Иоанна Кронштадтского для подготовки пастырей-миссионеров. В Чердыни в том же году был восстановлен основанный святителем Пермским Ионой в 1463 году и упраздненный в ходе секуляризации церковных имений в 1764 году Иоанно-Богословский монастырь. Теперь он стал женским. Восстановление обители связано с 300-летием Дома Романовых, и поэтому монастырю было позволено именоваться Романовским. Первой игуменьей Чердынского женского общежительного монастыря стала Руфина (Кокорева).
5 мая 1913 года в Перми на батальонном дворе епископ Палладий совершил закладку храма во имя преподобного Сергия Радонежского для 194-го пехотного Троицко-Сергиевского полка. 3 декабря 1913 года император Николай II пожаловал новой церкви икону святителя Николая, а 22 декабря того же года владыка Палладий освятил уже выстроенный храм. Настоятелем церкви стал полковой священник 194-го пехотного Троицко-Сергиевского полка протоиерей Николай Яхонтов.