Преподобный Трифон Вятский

Из Спасо-Преображенского Пыскорского монастыря вышел просветитель пермских вогулов и остяков преподобный Трифон Вятский (в святом крещении Трофим). Родом он был из крестьян, уроженец селения Малая Немнюшка Пинежского уезда Архангельской губернии. С юности преподобный имел желание иноческого жития и, тайно оставив родительский дом, пришел сначала в Великий Устюг, а затем, в 1565 году, в Орёл-городок на реке Каме – столицу обширных владений Строгановых. Здесь он остановился почти на год, поселившись на паперти у церкви Похвалы Пресвятой Богородицы. Здесь же зимой 1566 года по его молитвам чудесно исцелился от тяжелой болезни сын Якова Строганова – младенец Максим. После этого вся семья Строгановых стала почитать Трофима как угодника Божиего.

Но, тяготясь славою человеческой, Трофим поступил в Пыскорский монастырь Пермского края. Здесь он принял монашеский постриг с именем Трифон.

Все послушания, возлагаемые на него в обители, Трифон нес исправно: работал в пекарне, изготовлял свечи, занимался заготовкой дров, чистил келии. Никогда не делал послаблений в келейной молитвеи соборной службе. И все это выполнял «со всяким смиренномудрием и послушанием», так что «наставник и вся братия дивились его великому смирению и покорению». Тяжелый подвиг скоро сказался на здоровье Трифона. В течение многих дней «не мог он вкушать пищи, ни найти отдыха во сне, ни даже двинуться на постели». Болезнь продолжалась семь недель. Уже душа его покинула тело, но Божиим действием была возвращена обратно. Святитель Николай, явившись преподобному, воздвиг его здрава с одра болезни. После всего случившегося Трифон стал еще более проявлять усердие в духовных подвигах.

Однако вскоре, ощутив зависть врага рода человеческого, действовавшего через монастырскую братию, преподобный был вынужден покинуть монастырь. Он стал искать пустынное место, где можно совершать духовный подвиг.

В июле 1570 года преподобный Трифон дошел до реки Нижняя Мулянка. Здесь росло священное дерево – гигантская ель, у которой язычники остяки приносили жертвы своим идолам. Преподобный построил себе келью и в течение двух лет безбоязненно проповедовал местным язычникам о Христе. Он срубил почитаемую остяками и вогулами ель, чем вызвал у них гнев и намерение убить его. Однако, по милости Божией, язычники не смогли причинить святому никакого вреда. Поучения же преподобного Трифона и явные чудеса, творимые Богом по его молитвам, подвигли часть остяков и соседних с ними вогулов принять святое крещение. Так было положено начало принятию христианства язычниками-остяками в пределах Нижней Мулянки (в окрестностях Перми).

Но вскоре преподобный Трифон покинул и это место – он покорился просьбам братии и вернулся в Пыскорский монастырь, где своею молитвою возобновил истечение соляного рассола из источника, дававшего материальный достаток обители.

Слава о святости преподобного стала все более стеснять его, и подвижник обратился к Строгановым с просьбой дать ему в своих владениях место для уединенного скита. В результате преподобный Трифон поселился на реке Чусовой, где воздвиг часовню в честь Успения Пресвятой Богородицы и Усекновения главы святого Иоанна Предтечи.

Тем самым он положил основание будущей обители – Успенской Чусовской пустыни. На Чусовой святой прожил восемь лет и вновь прославился как чудотворец. Многие страждущие приходили сюда и исцелялись от беснования, слепоты, хромоты и многих иных недугов.

Несчастный случай помешал преподобному остаться в этих краях надолго. Однажды, расчищая землю под пашню, святой поджег корни и пни деревьев. Сильный порыв ветра перебросил пламя на дрова Строгановых, находившиеся неподалеку и заготовленные для соляных варниц. Пожар принес немалый ущерб как местным крестьянам, так и самим Строгановым. Разгневанные люди в ярости сбросили преподобного Трифона с высокой горы, однако Господь сохранил Своему избраннику жизнь: он остался невредим.

В 1579 году преподобный Трифон покинул берега Чусовой. Посетив Чердынский Иоанно-Богословский мужской монастырь, он испросил благословение у своего духовного отца игумена Варлаама на то, чтобы идти в соседнюю Вятскую землю.

В январе 1580 года святой появился в городе Хлынове (Вятке). На всей обширной Вятской земле в то время не было ни одного монастыря. Желая основать монашескую обитель, преподобный Трифон вы брал для нее место за рекою Засорою. По решению Вятского земского собрания святой отправился к царю Иоанну Грозному с челобитной об открытии в городе мужского монастыря.

В Москве преподобный Трифон был рукоположен митрополитом Антонием в сан иеромонаха. 12 июня 1580 года царь Иоанн Васильевич дал святому грамоту на строительство монастыря. Так было положено в Хлынове начало строительства святой обители в честь Успения Пресвятой Богородицы, названной впоследствии Трифоновой.

В 1600 году иеромонах Трифон был возведен в сан архимандрита.Для братии он ввел строгий общежительный устав. В молитве, посте и трудах был примером для монахов. Однако среди старшей братии, которая состояла в основном из людей богатых и знатных, возникло недовольство столь строгим уставом, и они изгнали своего настоятеля. Только перед самой смертью святой вернулся в Успенский монастырь, чтобы там закончить свой жизненный путь. 8 октября 1612 года преподобный Трифон почил от земных трудов в основанном им монастыре и был с почестями похоронен осознавшими свою вину монахами.

В память о святом Трифоне – просветителе пермских народов, целителе, чудотворце, усердном молитвеннике – в селе Пыскор выстроен скитский храм во имя преподобного Трифона Вятского. На Монастырской горе, где прежде располагалась Пыскорская обитель, стоит древняя Никольская церковь, рядом с ней установлен поклонный Крест в память о святом Трифоне. Паломники приезжают в село Успенка – на место подвигов преподобного, в Верхне-Чусовские городки, где ныне основана Казанская Трифонова женская пустынь, и на реку Мулянку, на территорию заповедника «Земля преподобного Трифона». Здесь близ пещеры святого стоит деревянная часовня и бьет из земли святой источник.