Древние летописи повествуют, что к западу от Уральских гор существовала легендарная земля – Пермь Великая. Издавна здесь жили финно-угорские племена: пермяки, зыряне, печора, объединяемые общим названием «коми». Пространство, ими населяемое, включало огромные территории по Каме – от ее истоков на западе до Уральского хребта на востоке, от верховьев реки Печоры на севере до реки Чусовой на юге. Эта дикая страна была намного обширней расположенной в бассейне реки Вычегда Перми Старой, именуемой также Пермью Малой или Пермью Вычегодской. Потому и нарекли большую Пермь именем Пермь Великая, или по названию столицы – Пермь Великая Чердынь.
Бескрайние просторы, полноводные реки, удивительные богатства отличают эту благодатную землю. С X века Пермь Великая находилась в сфере торговых интересов Волжско-Камской Булгарии; не позднее ХI века к Пермской земле ста ли проявлять интерес новгородские купцы, которые за пушниной и данью неоднократно направляли на Урал дружины своих ушкуйников. В результате этих походов северные уральские земли попали в данническую зависимость от Новгорода и стали называться его волостями.
В русских летописях слово «пермь» впервые встречается в выдающемся памятнике Древней Руси начала XII века «Повести временных лет», где среди народов, «иже дань дают Руси», названа и Пермь. Но так, вероятно,называли население Перми Вычегодской, ибо первые походы новгородцев проходили севернее бассейна Камы. Заимствовано же это слово от финно- язычных вепсов, населявших землю между Онежским и Ладожским озерами. А «далекая земля», или «земля за рубежом», на языке вепсов и называлась «пера-маа».
В первой половине XIII века монгольские завоеватели покорили Волжскую Булгарию и включили ее территорию в состав нового государственного образования – в Золотую Орду. По сообщению Марко Поло, монголы распространили свою власть и на зависимые от булгар пермские земли. В XIII веке Новгород хотя и считал Пермь своей волостью, однако реальной властью в этой земле уже не обладал.
Позднее присутствие в Приуралье стало необходимо Москве для обороны своих северо-восточных границ и как плацдарм для борьбы с Казанским и Сибирским ханствами Золотой Орды.
В XIV веке с усилением Московского княжества московские князья все активнее вмешивались в сбор дани в северных землях. Как повествует Новгородская летопись, когда в 1332 году новгородцы не передали Калите дань на «черный выход», «Великий князь Иоанн приде из Орды, и взверже гнев на Новгород, прося у них серебра закамского». Вычегодско-Вымская летопись сообщает, что именно с этого времени «князь Московский почал взимати дани с пермские люди». Москвичи стали создавать в крае свои опорные пункты – городки. Но в то же время Пермская земля продолжала страдать от набегов новгородской вольницы, которые на быстрых ладьях смело спускались и подымались по рекам края.
Коми-пермяцкие племена с древних времен занимались охотой, собирательством, скотоводством, отчасти земледелием. По вере они бы ли язычниками, приносили жертвы идолам, занимались волхованиями и колдовством.